«Девять гродненских артефактов»: Сфинксы Гродно

…Это может показаться странным, но в Гродно не сохранилось ни одной легенды. Если они и были, то ушли вместе с предыдущими поколениями, так что нынешним гродненцам пришлось сочинять новые, как говорится, с чистого листа. А так как жизнь всегда подбрасывала разного рода испытания, то и времени на придумывание легенд почти не осталось.

Виктор Литвинюк. «Последняя загадка сфинкса»

И все же есть одна, единственная. Не фантастическая небылица, только что сочиненная экскурсоводом, а настоящая городская легенда, услышанная еще в детстве и потом уже самим не раз повторенная.

Вы и сами ее знаете — это история о чудовище с младенцем, застывшими над воротами Нового замка.
 Не существует единой, если можно так выразиться, канонической версии. Кто-то рассказывает о чудовище, похищавшем по ночам несчастных младенцев, но окаменевшем, когда один ребенок чудесным образом удержал его до восхода солнца. Своеобразное соединение античных мифов и гоголевского «Вия».
Учителя истории обычно выбирают сюжет, согласно которому в облике каменного изваяния представлена Бона Сфорца, та самая королева-отравительница…
Кому-то еще в детстве довелось слышать рассказ о  некой жестокой женщине, решившей избавиться от своих детей. Одного за другим бросала она их в темные воды реки, поэтому изображена с лапами львицы, как настоящий хищник. Но последний из сыновей оказался проворней остальных. Он забрался на плечи к матери и… Довольно жуткая вещица, одним словом, но зато, как и положено легендам, пробирает до глубины души.

Даже удивительно, на что способна человеческая фантазия. Это благодаря ей сфинксы и амуры на воротах королевского замка вдруг стали почти что персонажами криминальной хроники. Вот уж действительно, «смотреть и не видеть»! Куда интересней возвращать утраченный смысл, скрытый в древних символах. Сфинкс — вечно бодрствующий страж с головой человека и туловищем льва, сочетание ума и силы. Легенда говорит о древнем проклятии, которое падет на смертного, потревожившего их покой. Что символизируют амуры, кажется, объяснять не нужно.

Время от времени сфинксы за свою службу требуют  жертву. Правда, амур, оседлавший строптивое чудовище, знает, как его усмирить. Он заплетает венок из роз. Статуй две. На одной, чей лик так похож на короля Августа III, работа уже закончена. Второй наездник спешит, чтобы успеть украсить изваяние с лицом королевы Марии Жозефины. Может быть, сходство с монархами всего лишь видимость, а может, и нет. Ведь это они, последние представители саксонской династии на троне Речи Посполитой, вдохнули жизнь в Новый замок, наполнив его надеждой и роскошью.

В живом взгляде сфинксов отражается каждый, кого они видели хоть раз: низринутый монарх, который отрекся от  престола, и строптивый школяр из школы кадетов; умирающий на носилках от холеры солдат и  партийный чиновник, занявший королевские чертоги. На их глазах однажды исчезла целая страна, но сфинксы всё помнят…
И молчат.

 

Читайте также:

Лава

«Танец смерти» из бригитского монастыря

Украденный день