В библиотеке Ларисы Гениюш поселилась семья
«Вечёрка» продолжает путешествие по регионам. На этот раз наши корреспонденты отправились в Зельву.
Зельва — очень тихий и спокойный городок с размеренным течением жизни. На домах, где живут ветераны Великой Отечественной, висят таблички, а на центральной площади стоит скульптура жеребенка.Здесь нет крупных предприятий. Однако до сих пор чувствуется дух знаменитого в XIX веке Анненского кирмаша. А в местном водохранилище можно выловить щуку весом более 10 килограмм.
Дом поэтессы трудно найти
Интересно, что в Зельве в 1956–1983 годах жила белорусская поэтесса Лариса Гениюш (здесь она написала свою знаменитую «Исповедь»). Сюда она переехала вместе с мужем Иваном Петровичем после 10 лет тюремного заключения.
Сегодня здание, в котором она жила, никак не привлекает туристов. Этот трехквартирный дом найти сложно, ведь никаких табличек о том, что когда-то тут жила Гениюш, нет.
Любовь Владимировна, которая сейчас живет здесь (как раз в квартире, где располагалась библиотека), рассказала, что здание сохранилось только снаружи, внутри всё переделано под жилье. Одна из квартир дома пустовала, во второй были зал, кухня, спальня, в третьей размещалась библиотека. Хорошо сохранились добротные погреба.
— Лариса Антоновна была простой женщиной, семья жила скромно. К ним постоянно приезжали писатели и поэты из Гродно, Минска, Барановичей. Тут и Данута Бичель была, и Решетник, — рассказала Софья Мартинчик, которая каждый день бывала здесь, помогая по хозяйству.
После смерти поэтессы (в 1983 году) дом пустовал шесть лет. Потом внук продал его. Единственным напоминанием о Ларисе Гениюш остался бюст, установленный на территории церкви.
На месте ТЭЦ построят поликлинику
Недалеко от больницы стоит большое недостроенное трехэтажное здание.
Как рассказал председатель Зельвенского райисполкома Ян Пальчис, почти 20 лет назад здесь планировали построить тепловую электростанцию. Был готов проект, начали стройку, а потом заморозили. В пустующее здание хотели перенести поликлинику, которая сейчас располагается на третьем этаже больницы.
— Поскольку помещение очень большое, рассматривается вариант, чтобы часть оборудовать под поликлинику, а остальное отдать под социальное жилье и под квартиры для госслужащих, — пояснил собеседник.
Правда, когда продолжатся работы на этом объекте, Ян Станиславович сказать не берется. Ведь потянуть такой дорогостоящий проект бюджет района не сможет, а включат ли его в инвест-программу на этот год, пока неясно.
Столица ярмарки
Специалист отдела идеологической работы Зельвенского райисполкома Марина Земба самым важным событием города считает Анненский кирмаш.
Этим летом ярмарка превратилась в бизнес-встречу. Как уже писала «Вечёрка», местные предприниматели презентовали свои инвест-проекты, работал павильон с подробной информацией об объектах недвижимости, которые предлагают к продаже. На ярмарке нашли покупателя для школы и придумали, как открыть клуб Робин Гуда.
Кстати, поначалу, в XVIII веке, основным объектом купли-продажи на кирмаше являлись кони. Тогда сюда съезжалось до 3–4 тысяч человек — продавцов и покупателей из белорусских губерний, Прибалтики, Украины, России, а также из Австрии, Пруссии, Италии, Дании, Швеции, Польши. Помимо непосредственных участников «коммерческого процесса», в Зельву во время проведения ярмарок приезжали актеры, музыканты, которые ставили спектакли. Было и место для проведения собраний, и танцевальная площадка для простого народа.
Поймали рекордного окуня
Недавно на Зельвенском водохранилище (которое считается крупнейшим в области) проходил первый этап чемпионата страны по ловле рыбы со льда на зимнюю блесну. Здесь собрались рыбаки из Минска, Жодино, Молодечно и Барановичей. По словам председателя оргкомитета чемпионата Виталия Трикозенко, тогда удалось словить трофейный экземпляр — окуня весом 751 грамм — и поставить рекорд за всю историю соревнований по рыбной ловле.
А местные рыбаки рассказывают, что здесь ловили окуней весом от 1 до 2,5 килограмма.
Это интересно
В Зельвенском районе есть уникальное и живописное место с особой энергетикой и давней историей — костел Найсвятейшего Божьего Тела и Святого Ежи в деревне Кремяница. Он был построен в 1617–1620 годах из кирпича в стиле Ренессанс. Построил его витебский каштелян Николай Вольский. Вместе со своей женой Барбарой он основал здесь монастырь лютеранских каноников. При монастыре действовали госпиталь и библиотека.
Как рассказала секретарь Кременицкого сельисполкома Валентина Дереченик, внутри костела есть уникальное мраморное надгробие Николая Вольского и его жены. На бетонной плите, которая размещается внизу, — барельефные изображения Николая в рыцарских доспехах. Композиция украшена колоннами и завитками над боковыми нишами. К слову, такой композиционный прием не встречается ни в одном из храмов Беларуси.
На улицах Зельвы
Фото Виталия Дернейко
Читайте также:
Мастерица из белорусской глубинки сделала шляпку для Хиллари Клинтон
Город авиаторов сверяет время по спутнику
В Мостах учатся разделять мусор, строят дорогой завод и украшают дворы танцующими снеговиками