Готовы ли гродненцы отказаться от мусоропроводов и начать сортировать отходы?

Каждый гродненец оставляет после себя пятьсот килограммов мусора ежегодно. Свободного места на полигоне твердых бытовых отходов становится всё меньше: хватит только на три года.

Фото Владислава Максимчика

Решить эту проблему поможет строительство мусороперерабатывающего завода, но прежде горожане должны научиться сортировать отходы.Планируется, что одновременно с возведением завода, строительство которого начнется в 2014 году, мусоропроводы в городе заварят и заменят их контейнерами для раздельного сбора мусора. Так, от 2 700 городских мусоропроводов останется чуть больше полусотни.

 

 

Урны есть, а мешков нет

Несмотря на то что в Гродно около 650 контейнеров для сборки раздельного мусора, большинство горожан не обременяют себя сортировкой отходов: стекло, пластик, ртутные лампы и термометры — всё это летит в мусоропровод. По данным отдела госконтроля по обращению с отходами Гродненского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды, сейчас только 35% мусора перерабатывается вторично, а все остальные отходы попадают прямиком на свалку, где гниют годами, отравляя воздух и почву.

— Наши люди абсолютно не готовы раскладывать мусор по пакетикам и выносить в контейнеры, — говорит начальник Гродненской городской инспекции охраны природы и окружающей среды Андрей Лубин. — Это относится к сотрудникам «Спецавтохозяйства», которые не вешают отдельные пакетики в контейнеры для четырех видов мусора. В итоге всё попадает в одну кучу. Это проблема общая: когда народ начнет разделять мусор, тогда САХ развесит мешки. За границей практикуется такая вещь: если в контейнере обнаружили неразделенный мусор, штрафуют весь дом. Если бы была возможность ввести такую меру у нас, я бы ее одобрил.
Тем временем участница экологического товарищества «Зеленая сеть» Юлия Коледа не согласна с Андреем Лубиным и считает, что гродненцы готовы сортировать отходы, однако пока не созданы условия для этого. «Почему бы в офисах, где скапливается большое количество бумаги, не поставить отдельный контейнер, а потом сдавать макулатуру? Когда в Гродно только появились контейнеры, я слышала восторженные крики: как здорово! Но на практике оказалось, что во многих емкостях для раздельного мусора нет мешков. Да, ящики стоят, но для антуража. У меня около дома есть контейнер для пластика: люди выбрасывают, но никто им не объясняет, как утилизировать такие отходы. К примеру, баночки от сметаны, бутылки от кефира и молока нужно мыть, прежде чем выкинуть, а пластиковые бутылки лучше смять. Вместо рекламы в жировках лучше бы размещали такую информацию. Я уверена, если людей обязать сортировать мусор, они со временем привыкнут и начнут делать это. Ведь мусоропроводы — это полная антисанитария. Конечно, не все к этому готовы, как, например, не были готовы, когда запретили пить спиртное на улицах, но посмотрите, сколько плюсов: чистота, меньше мусора и пьяных людей», — рассуждает Юлия.

Деньги — лучшая мотивация

В Беларуси нет никаких законов, которые бы регулировали «мусорные» отношения: сортируешь, не сортируешь — имеешь право. Тем временем за границей есть страны, где существует «мусорная полиция», которая способна найти и привлечь к суду даже человека, выбросившего из окна машины окурок. К примеру, так за порядком следят в Швейцарии. Однако в большинстве государств мира за сортировку мусора людям предлагают скидки и бонусы. В Голландии активным участникам раздельного сбора мусора выдают купон экологической лояльности, обладатель которого имеет право на льготы при оплате жилья и коммунальных услуг. Кофе с булочкой угощают жителей Финляндии, которые участвуют в кампании, во время которой можно бесплатно вывозить токсичные бытовые отходы: масла, краски, аккумуляторы. Стеклянные бутылки и алюминиевые банки жители Польши и Германии возвращают в супермаркеты за залоговую стоимость. Японцы также придумали оригинальный способ: за выброшенную в специальный автомат пластиковую бутылку можно получить талончик на метро.
К сожалению, наши предприятия не используют стеклянные бутылки повторно: практически вся тара идет на стеклобой и закупается у населения по низким ценам. По словам заместителя начальника отдела снабжения Гродненского стеклозавода Ярослава Штогрина, в месяц они получают на переработку около 580 тонн стекла, однако большая часть тары отправляется на свалку. «На Западе предлагают скидки, привлекательные цены за стеклянные бутылки, а у нас — стой в очереди, а деньги смешные. Я раньше сдавал, а сейчас тоже всё выбрасываю в мусоропровод. Людей надо заинтересовывать. А во-вторых, приучать сортировать мусор нужно с детского садика», — говорит Ярослав Штогрин.

ХОЖДЕНИЕ В НАРОД

«Я живу в доме, где есть мусоропровод»

Корреспонденты «Вечёрки» решили обратиться к горожанам с вопросом: сортируете ли вы мусор и что нужно, чтобы вы это делали?

Ольга, работник торговли:
— Заинтересовать наших людей можно только деньгами. А сама я не сортирую и в принципе не вижу в этом смысла. Должны быть специальные люди, которые это будут делать, а я не буду в собственном мусоре копаться. Это значит, что я должна выносить из дома три пакета с мусором? Нет, нет, нет.

Лида с дочкой Ксюшей:
— Стекло с пластиком отдельно выбрасываем в контейнеры около дома, остальной мусор — нет. Бумагу тоже не сортирую и не знаю, стала бы сортировать, если бы поставили такие урны. Я даже и не знаю, чем можно заинтересовать наших людей. Возможно, деньгами, больше нечем.

Нинель Николаевна, пенсионерка:
— Нет, дома не сортирую, слишком долго. Тут только воспитание поможет: больше уделять времени объяснению, рассказывать, почему это может быть полезным. Дело в том, что я живу в доме, где есть мусоропровод. Если бы я жила там, где его нет, может, и сортировала бы. А так — зачем?

Владимир:
— Нет, я не готов, зачем мучаться. Если бы за это деньги платили или какие-то бонусы давали, я бы согласился, а так — нет.

Виктор, инженер:
— Нет, сразу выбрасываем. Даже если бы возле дома были контейнеры, не знаю, сортировал бы или нет. Наши люди привыкли: выбросил пакет в мусоропровод и забыл. Нужно сначала сформировать в себе экологическую культуру, понять, что город — это не мусорная яма. Дело еще в том, что нам никто и не предлагает сортировать: нет никаких законов.

Вика и Тоня:
— Нет. А зачем? Дома до такого не доходит: в мусоропровод всё скинул — и полетело. Контейнеров около дома нет, даже если были бы — лень. Во-вторых, три мусорки — это проблематично. Об экологии задумываемся, но руки не доходят. Но если не будет другого выхода, будем сортировать, даже бесплатно.

Фото Владислава Максимчика