«Красная книга Гродно»: Калючинская, 23
Много ли вы знаете легенд нашего города? Одну, две, ни одной? Тогда вам сюда, к бывшему дому Янкеля Лапина на улице Калючинской, 23. И пускай вход в него замурован, а на стенах — глубокие трещины, его история не похожа ни на одну другую.
Род Лапиных был одним из самых известных в Гродно. Про историю бывшей фабрики игральных карт братьев Лапиных мы уже писали. Но есть и другие. Например, о том, как гродненского кагального Шалома Лапина обвинили в причастности к ритуалу с человеческим жертвоприношением, и он едва избежал расправы. Несчастного спасло только вмешательство в дело о «кровавом навете» самого императора!
Другая история — про Израиля Лапина, который сумел сколотить состояние, получив концессию на строительство железной дороги в Гродно, после чего эмигрировал в Палестину. Здесь он возглавил движение еврейских переселенцев, став одним из его лидеров. Отчасти за его деньги племянник Янкель Лапин отстроил трехэтажный особняк в центре Гродно. Богатый дядя желал, чтобы родственник
открыл в Гродно еврейскую школу.
А потом случилась катастрофа. В 1885 году ужасный пожар уничтожил большую часть города, и из всего огромного владения чудом уцелела только эта каменица. Именно здесь городские власти разместили около семидесяти самых бедных семей погорельцев — правда, предварительно
выплатив круглую сумму хозяину.
После того дом на некоторое время превратился почти что в Ноев ковчег, но только для несчастных, оставшихся без крова. Для надзора за порядком и чистотой сюда было приставлено несколько человек: два сторожа и две служанки. Комнаты (для большей вместительности) были поделены временными перегородками, а в подвале устроили две кухни: отдельно для христиан и для евреев.
И все же Янкель Лапин выполнил просьбу своего дяди об открытии в Гродно еврейской школы. Уже вскоре в доме на Калючинской появились хедер (начальная школа) Захария Финкеля и ешива (институт) «Шоарей Тора» — «Ворота к Торе». Среди преподавателей был знаменитый раввин Шлома Харкави, прославившийся своими исключительными педагогическими способнастями, а в учениках — Амиэль, который позже стал главным раввином Тель-Авива.
Хотя, вероятно, это далеко не все истории старого дома.