Гродненские художники посвятили Максиму Богдановичу выставку

На этой выставке практически нет изображений Максима Богдановича. Единственная скульптура поэта привязывает посетителя, как капля реальности в море сновидений.

Выставка живописи, графики, скульптуры «Блакiтны санэт», которая проходит в Гродненском выставочном зале, посвящена юбилею — 120-летию со дня рождения белорусского поэта Максима Богдановича. Но за рамки юбилейной ее выносит пристрастный взгляд участников. Имена известные: Александр Сильванович, Валентина Шоба, Юрий Яковенко, Виктория Ильина, два скульптора: Владимир Пантелеев и Андрей Воробьев (гость из Могилева).
Венок из сухих трав кажется мне колесом в движении. И художники приглашают войти в колесо, чтобы там, внутри, отгороженные от мира внешнего, оказаться наедине с лирикой, наедине с собой.
Александр Сильванович: Мы хотели уйти от иллюстрации, хотели показать поэта таким, каким чувствуем его сами, все прошло через наши чувства. Никаких планов заранее не строили, просто Богданович у нас в сердце, пафосно говоря, находится. У меня появилась идея триптиха: лес, озеро, ночь — который характеризует творчество, лирический пейзаж и мистику. Есть картины, которые отталкиваются от эроса. Маленькая серия: зеленый месяц и красное вино — широкое ощущение Вселенной, космоса, света.  
Юрий Яковенко: Было важно, чтобы работы получились поэтичными, повторяли цикличную структуру сонета. Здесь нет ничего пролетарского, что воспевало бы крестьянскую жизнь, и нет сложной философии. Здесь все о небе, о земле, о чувствах, о вечном, о тех, кто рано ушел, не успев всего сказать. Я думаю, Максим Богданович до сих пор недосказан, недооценен критиками, историками. А ведь это наш Пушкин, поэт номер один в Беларуси. Мой цикл гравюр получился незаконченным, как незаконченный сонет, и теперь я этому рад.
Валентина Шоба: Готовилась заранее, делала карандашные рисунки. Мне хотелось, чтобы это было тонко и внимательно к линии, как Богданович внимательно относился к своему слову. Мне хотелось передать ритмическую сложность поэзии: как она гармонична, как сплетается в единый образ. Перечитала сборник и нашла то, что сейчас соответствует моему настроению — сны. О том, что нам всегда снятся высокие идеалы, где все замешано на глобальной любви к слову, к своей профессии, ко всему, без чего жить не можешь, и ты со всеми этими произведениями потихонечку спускаешься на землю.
Виктория Ильина: Тема воспринималась как орнамент. Я старалась передать настроение и исходить из тематики Богдановича, проникнуться духом его поэзии. А венки мы в школе с детьми делали, и оказалось, одна девочка живет в городе и никогда не плела венков — не знает, как это делается. Это неправильно.
Художник из Друскининкая Саулюс Рудикас специально изучил сборник стихов Богдановича, чтобы вписать навеянное ими настроение в свои пастельные, наполненные розовой мглой работы. Скульптуры Андрея Воробьева внесли нотку эротики в многосложный мир лирики. Получился необычный проект без портретов и реализма, чувственный и загадочный. После Гродно выставку планируют показать в Литве и Польше.

В тему
Каких выставок нам не хватает, рассуждали участники проекта «Блакiтны санэт». Оказалось, что в Гродно будут актуальны выставки:
— современного искусства,
— привозные сильные выставки (пока их чаще заменяют сборные проекты),
— классические художественные произведения.