Как нам «втюхивают» дорогие товары

Почти каждый из нас попадал в ситуацию, когда хотел сэкономить, но покупал в итоге товар в два раза дороже. Или, возможно, приобретал и вовсе бесполезную вещь, идя на поводу скидок и рекламы. Корреспондент «Вечёрки» узнавал, как нам навязывают товар по завышенной цене.

Товар по каталогу
Теперь гродненка Марина Алексеевна знает, что продукцию по каталогу покупать опасно. Учительница увидела в журнале по садоводству красочные рисунки цветочных клумб и решила высадить такую же на своей даче. Казалось, сделать это было нетрудно: все семена предлагалось заказать, вырезав и заполнив купон с 15-процентной скидкой. «Ожидала, что заказ обойдется около 60 тысяч рублей, но пришлось заплатить около 80 тысяч. Семена растений были покрыты плесенью, а луковицы оказались маленькими и высохшими», — посетовала в редакции женщина. Корреспондент «Вечёрки» попытался выяснить, в чем дело: позвонил по указанному на купоне телефону, но тот молчал.

Совет от маркетолога: Александр Белоусов, заведующий кафедрой «Коммерческая деятельность и международные экономические отношения» ГрГУ им. Янки Купалы:
— Обычно подобную рекламу дают фирмы-однодневки, которых впоследствии найти практически невозможно. Есть и другие риски с заказами по каталогу. К примеру, приобретая дешевую книгу, можем согласиться на покупку дорогой серии: условия на купоне могут быть написаны мелким шрифтом, а наша подпись на документе будет означать согласие с договором.

Предостережение юриста: Вадим Рыжкевич, председатель Гродненской городской организации ОО «Белорусское общество защиты потребителей»:
— Людям надо учитывать, что цена на товар в каталоге, может быть указана без НДС и без оплаты за пересылку. Мелким шрифтом может быть указано, что скидки связаны с недостатками продукции.

Покупаем «с рук»
В редакции «Вечёрки» читательница Наталья Николаевна рассказала, что купила набор кастрюль за миллион рублей прямо возле остановки в микрорайоне Форты. «Продавец говорил, что наборы дает ему на продажу знакомый из Германии, работающий на заводе элитной посуды. Продукция заводская по низкой цене. Мои дети в Интеренете пытались найти информацию об этой фабрике и посуде, но безрезультатно», — сетовала затем женщина.

Александр Белоусов:
— Прежде чем покупать товары, надо узнать у знакомых или через Интернет отзывы о продукции. При этом не стоит поддаваться сиюминутным желаниям и, если это касается дорогостоящей покупки, лучше походить по магазинам и посмотреть этот товар у других продавцов.

Вадим Рыжкевич:
— Назвать подобные действия мошенничеством нельзя: люди согласились купить товар, пусть и по завышенной цене, продавец им этот товар доставил. В подобных случаях, защищая интересы потребителей, в договорах приходится искать прорехи: допустим, если товар должен быть доставлен до определенного числа, то советуют людям, которые успели передумать, уехать на это время. Только так можно расторгнуть договор из-за неисполнения обязательств. Если же товар куплен «с рук» без документов, то ничего не поделаешь.

Скидки, подарки, или цены снижаются только для Вас
Недавно мужчина пожаловался в общество защиты прав потребителей на то, что купил окна ПВХ в гродненской фирме, но не получил в подарок обещанного телефона. Аппарат должен был прилагаться к покупке. В компании извинились и пояснили, что подарки закончились. Правда, мужчину сотрудники фирмы не предупредили, что он уже подарка не получит.
Сегодня часто от продавцов можно услышать, что товар — из предыдущей партии и продается еще «по старой цене». Однако обычно по сниженной стоимости продается контрафактная продукция, к примеру, российская мебель выдается за итальянскую.

Александр Белоусов:
— Необходимо досконально узнать правила получения подарков и с чем связаны скидки на товар. К примеру, в каталогах при покупке крема вам обещают 30-процентную скидку на товары. Не исключено, что в результате сможете покупать по сниженной цене только невостребованный, залежалый товар.

Вадим Рыжкевич:
— В подобных случаях доказать недобросовестность продавца и расторгнуть договор купли-продажи практически невозможно. Понятно, что покупателя могут вводить в заблуждение, но доказать это трудно. Допустим, вам устно говорят, что товар продается «по старой цене», хотя его стоимость может быть и выше обычной.

Коммерческое предложение
Представить было трудно, но агрессивную рекламу начали использовать крупные предприятия. Так, в редакцию «Вечёрки» пришел счет из Минска. В документе было указано, что редакция якобы заказала книгу «Белорусское зарубежье» автора Голубевой Н. А. и на указанный банковский счет должна положить около 50 тысяч рублей. Эта «покупка» нас удивила. Когда мы дозвонились до начальника отдела предприятия, та предложила нам… выбросить ею же подписанную бумагу в мусорку.
«Это просто коммерческое предложение, мы посчитали, что для журналистов эта книга будет интересной, в ней рассказывается о белорусах, которые внесли вклад в развитие науки и культуры в республике и за зарубежом», — пояснила собеседница. И не растерялась — сразу же предложила другую книгу.

Александр Белоусов:
— Внимательно рассматривайте бумаги, которые приходят по почте. Думаю, что скоро компании будут иметь банк персональных данных и подобные предложения будут приходить людям в почтовые ящики с указанием имен.

Вадим Рыжкевич:
— По закону это предложение заключить договор (оферта), которое не имеет юридической силы, ни к чему не обязывает. Просто людям надо помнить, что они заказывали и за что должны расплатиться.