Тайны Чертового мостка

Каких только мостов не было в Гродно: Королевский, Губернаторский, Николаевский. Но ни с одним из них не связано столько преданий, легенд и слухов, как с Чертовым мостком через Городничанку. Находился он возле спуска к Городничанке около корпуса университета (ГрГУ) на ул. Ленина, 32 и выходил на улицу Ожешко между современным домиком Элизы Ожешко и шахматно-шашечным клубом. Этот мостик до сегодняшнего дня не сохранился. Его снесли примерно в начале 60-х годов.

Снимок сделан 9 мая 1945 года. Мостик — на заднем плане. Снимок подарила автору Анна Григорьевна Коростылева. Публикуется впервые.

В давние же времена полноводная Городничанка строго отделяла друг от друга эти части города. Когда появился названный мосток, сейчас уже невозможно сказать. Быть может, он существовал с незапамятных времен.

Проклятый мосток
Еще в 1869 году там, где ныне располагается перенесенный вглубь улицы Ожешко деревянный макет домика писательницы, находились владения уездного предводителя дворянства камер-юнкера Двора Его Величества, почетного мирового судьи в Съезде мировых судей Гродненского округа, статского советника Александра Николаевича Желтухина. Он перестроил один из домиков времен графа Тызенгауза на своем участке и поселился там с семьей. История умалчивает, по каким причинам этот человек, имевший ряд правительственных наград, в том числе крест за службу на Кавказе и медаль в память Крымской войны 1853–1856 годов, вынужден был продать через несколько лет свой новый дом с хозяйственными постройками и садом и срочно покинуть наш город. Что беспокоило этого мужественного человека? Возможно, какие-то исключительные обстоятельства вынудили его пойти на такой шаг. Может быть, причиной стало беспокойное соседство с нечистой силой?

Невероятные слухи
Старожилы припоминают удивительные случаи, передающиеся из поколения в поколение, когда можно было непонятно каким образом очутиться вдруг на противоположном берегу в мгновение ока, только ступив на Чертов мосток. Некоторым не везло: бедняги оказывались, в лучшем случае, в воде. По городу ходили самые невероятные слухи о всяких кознях нечистого в том месте, подкрепляемые очевидными фактами: кто-то упал с мостика и поранился о камни, кто-то сломал руку или ногу при падении, а то и вовсе не мог сдвинуться с места (особенно ночью) до тех пор, пока не показывались другие прохожие. Так или иначе, мостик пользовался дурной славой, но люди продолжали по нему ходить изо дня в день.

Легенда или явь?
Существует одна из леденящих кровь легенд, связанных с ушедшим в небытие Чертовым мостком. Однажды летом, а дело было в конце 19 века, один чиновник за полночь возвращался от лучшего друга и сослуживца, жившего по улице Софийской (ныне улица Ленина) к себе домой, на одну из улиц так называемого Нового Света. Дабы сократить себе путь, он решил все же спуститься по откосу Городничанки и пройти по мостику, пользовавшемуся дурной славой. Человек он был не робкого десятка, трезвого ума, пользовался уважением в обществе, имел ряд правительственных наград и слыл примерным семьянином. Оглядев при свете Луны убегавшие вниз ступеньки, он начал спуск. Каждая ступенька ему здесь была знакома. На улице Муравьевской (ныне улица Ожешко) тускло горели газовые фонари, указывая на близкую главную магистраль старого города. Огражденный забором сад писательницы казался отлитым из черного стекла: ни один листок на деревьях не шелохнулся. Было тепло и так тихо, что слышалось только журчание струящейся внизу воды.
Вдруг господин Н. (назовем его так), почти спустившись к мостку, почувствовал, как кто-то быстро его догоняет. Внутренне он очень этому удивился, но не обернулся, а чуть отошел в сторону, уступая дорогу. При этом его обдало холодом, а волосы на голове сами собой встали дыбом, чего с ним никогда прежде не случалось, даже на войне, когда Смерть не раз бывала рядом. Странного вида господин, во всем черном, обогнал его уже на мосту. Господин Н. невольно остановился. Черный человек облокотился о перила и из какой-то коробки стал медленно бросать золотые монетки в струящуюся воду. Это завораживающее, но малоправдоподобное зрелище заставило господина Н. машинально схватиться за нательный крестик. И, о чудо! Монетки на время зависли в воздухе, блистая своими золотыми боками. Черный господин, кивнув ему головой, сделал жест, означающий приказ сдернуть крест и бросить его в воду в обмен на золото, лежащее внизу. Неимоверным усилием воли наш герой заставил себя произнести первые слова молитвы. Лицо черного человека исказила злоба. Монеты со звоном посыпались вниз.
Как впоследствии рассказывал своим близким господин Н., он в тот момент потерял счет времени, но не силу духа. Сомнений у него не оставалось. Он догадался, с кем имеет дело. Мост сильно затрясся. Казалось, еще миг, и он разлетится на части. В этот момент на улице Муравьевской показалась группа подгулявших людей, которые громко спорили между собой. Используя подходящий момент, господин Н. быстро перекрестился, продолжил чтение зазубренного с детства «Отче наш». И тут он с изумлением заметил, что настил уже не вибрирует, а странный соблазнитель бежит и прячется под мост.
Двое из шумной компании отделились от товарищей и направились к мостику. Господин Н. быстро бросился им навстречу, пытаясь помешать, но не смог остановить. На улице люди обступили господина Н., у которого даже ночью лицо казалось белее мела, но он так и не смог ничего толком объяснить.
Как он добрался домой — не помнит. Жена, тесть и теща не спали, очень о нем волновались. И когда увидели его в прихожей — онемели: перед ними стоял абсолютно седой человек. Как прошел остаток ночи в этой семье, можно лишь только догадываться.
Утром газета «Губернские ведомости» в рубрике о происшествиях поместила маленькое сообщение: «Сегодня, приблизительно между первым и вторым часом ночи двое мастеровых были найдены проходящим патрулем у деревянного мостка, ведущего к улице графа Муравьева. Будучи в сильном подпитии, один из них оказался лежащим на берегу лицом в воде и утонул. Другой же переворачивал в воде камни, пытаясь что-то найти. Попытки уговорить его выйти на берег не дали результатов. Пришлось силой вывести его из воды и препроводить в смирительный дом. По пути он непрестанно вырывался, бормотал про себя о каких-то золотых монетах на дне ручья и отказывался покинуть место происшествия».
О подобных странных случаях перешептывалось меж собой не одно поколение гродненцев, но реально объяснить случившееся так никто и не смог. В первые послевоенные годы Чертов мостик еще существовал, многие горожане им пользовались как и прежде, несмотря на его ветхость.

Наталья Канюк
Гродно, январь 2011 года.