Директору Центрального рынка дали пять лет тюрьмы за то, что брал взятки

Торговцы по-разному отзываются о бывшем директоре Центрального рынка Николае Стойлике. Для одних он был хорошим хозяйственником, наконец установившим порядок на рынке. Для других — коррупционером, требовавшим мзду за получение торговых мест.

Возможно, дело и не дошло бы до милиции. Однако после реконструкции рынка количество точек уменьшилось, и на всех мест не хватило. Площади распределялись якобы согласно очереди. Правда, некоторые рыночники остались в обиде: взятку директору дали, но не дождались ни рабочих мест, ни возврата денег.

Дорогой Николай Васильевич
Все началось с реконструкции Центрального рынка. Торговые места на верхней площадке «перекраивали» под установку павильонов. Количество точек должно было уменьшиться. По рынку прошел слух, что есть возможность получить место в хорошем секторе, если подойти к администрации с конвертом, внутри которого… тысяча долларов.
К примеру, у Анны Васильевны другого пути, кроме как с конвертом, уже не было. В конце 2007 года она узнала, что ее место отдают под павильон другому предпринимателю. А его «квадраты» занял торговец с Кавказа. И Анна Васильевна осталась ни с чем.
За решение ее проблемы взялся друг Александр. Гродненец раньше имел несколько точек на Центральном рынке и со здешними «порядками» был знаком. Конверт с тысячью долларов передал директору ЧТЗУП «Центральный рынок» Николаю Стойлику через своего знакомого, который хорошо того знал. После получения денег Николай Васильевич заверил, что предпринимательница без площади не останется. Однако шло время, а место все не выделяли.
Из распечатки телефонных разговоров Александра с Николаем Стойликом, подшитой в уголовное дело:
— Дорогой Николай Васильевич, ну как там с решением нашего вопроса, ведь я заплатил?
— Что ты платил? Слухи разные ходят, что на меня пишут. Подожди, дай разобраться с тендером, потом с шефом поговорю, получишь место.
Подобных разговоров у Александра с Николаем Васильевичем было много. Но результата они не дали. К тому же, видимо, не все вопросы мог решить директор, как бы ему ни хотелось. Ведь торговые места выделялись коллегиальным решением специальной комиссии Гродненского облпотребсоюза.   

Водка и фейерверк для директора
Подобные переговоры с директором рынка в это же время вели еще несколько человек. Похожая история, что и с Анной Васильевной, произошла с Марией Генриховной. Она также после реконструкции лишилась своего места. Просить за нее к директору рынка пошел друг и коллега «по цеху» Антон.
Николай Васильевич, выслушав Антона, попросил немного: «презент» к Новому году. Предприниматель одарил директора двадцатью бутылками водки и пиротехникой — всего на сумму более одного миллиона трехсот тысяч рублей. За это Марии Генриховне позволили торговать на запрещенном по правилам пожарной безопасности месте — рядом с выходом на улицу Антонова. Несанкционированную площадь можно было занимать до решения ее вопроса.
В милицию обратились также супруги-предприниматели, которые раньше занимали место на рынке. Но дали взятку директору — тысячу долларов, чтобы получить еще одну торговую точку.
В конце декабря областной суд, рассмотрев дело Николая Стойлика в порядке обжалования приговора, признал его виновным по ч.1,
ч. 2 статьи 420 УК «Взятка» и осудил на пять лет лишения свободы с конфискацией имущества. Этот приговор смягчил участь бывшего директора Центрального рынка: суд Октябрьского района в первой инстанции приговорил обвиняемого к шести годам тюрьмы.

Революционеры на базаре  
Интересно то, что приговор Николай Стойлик получил позже своего заместителя. Заму Андрею Василевичу дали три года лишения свободы за взятки. Бывший заместитель директора рынка тоже устанавливал свой порядок: людям разрешал торговать в запрещенных местах за ежемесячную мзду 100–150 тысяч рублей.
Оказалось, что в то время как шло расследование в отношении Николая Стойлика, в отдел по борьбе с экономическими преступлениями Октябрьского РОВД пришла петиция от рыночников в защиту бывшего директора. В письме Николай Васильевич называется «революционером», который «навел порядок». Людей можно понять: ведь с местами все утряслось. А чего ожидать от новых «революционеров» на базаре — не знают.