Наш ответ Гарварду

По направлению к Болонскому процессуУчить студентов хотят по зарубежным стандартам. Президент поручил подготовить пакет документов, чтобы Беларусь могла стать полноправным участником Болонского процесса. Что даст это нашим студентам и каких перемен ожидать в ВУЗах, выяснял журналист «Вечёрки».  

Появятся универсальные бойцы
С дипломом можно будет искать работу или продолжать учебу в любой стране.
По словам министра образования Александра Радькова, Болонская декларация предполагает схожие принципы подготовки студентов по учебным предметам. Для белорусских вузов откроется доступ к европейским программам и научным знаниям. Как следствие – признание квалификации специалистов во всех странах.
В этом году студентка Европейского гуманитарного университета (ЕГУ) в Вильнюсе Евгения Мазаник окончила четырехгодичный бакалавриат и продолжит учиться в магистратуре, но уже в Швеции. «Узнала, куда можно отослать документы через университетский центр карьерного роста, рассмотрела предложения по своей специальности «медиа и коммуникации». По успеваемости прошла на бесплатную форму обучения», – рассказала девушка. По словам проректора по учебной работе ЕГУ Александра Колбаско, их студенты мобильны и в самом процессе обучения: лучшие проходят годовые стажировки в вузах Европы.

В зачетках – 100-балльные отметки
По европейской модели студент получает оценку на экзамене по 100-балльной шкале. Учитывается наличие исследовательских работ, публикаций и докладов на конференциях. По словам декана медико-диагностического факультета УО  «Гродненский государственный медицинский университет» Евгения Тищенко, 100-балльная отметка является более верной: «Сегодня экзаменационная оценка отражает только уровень знаний студента, отсутствует контроль его самостоятельной, аудиторной работы и посещаемости занятий».

Студент заработает
Кошелек европейского студента зависит от успеваемости и активности. Каждый семестр пересматривается рейтинг молодых людей. Студенту первого курса программы  «культурное наследие и туризм» ЕГУ Максиму Милто такая система позволила обучаться бесплатно. По итогам первого семестра с него сняли оплату и дали стипендию в размере 200 евро. Баллы получил не только за успеваемость, но и за то, что представил авторские туристические маршруты и работал волонтером. «Пересматривается рейтинг каждый семестр, надеюсь, что останусь на прежнем положении по итогам летних экзаменов», – говорит Максим Милто.

Можно быть вечным студентом
В вузах Беларуси никогда не было так называемой системы кредитов – общеевропейской системы учета учебной работы студентов при освоении образовательной программы или курса (ECTS). Один учебный год соответствует 60 ECTS-кредитам, что составляет около 1500-1800 учебных часов. При этом студенты сами планируют режим учебы: могут растянуть изучение дисциплины (выбирая кредиты) на несколько лет. Накопительная система способна работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни». Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин.

Бакалавров не будет?
Не все европейские механизмы, скорее всего, запустят в наших вузах. Сомнение вызывает двухступенчатая система высшего образования «бакалавр-магистр». Министр образования уточнил: Болонский процесс не требует, а рекомендует такую модель.
«Зачем готовить старших медсестер бакалавриатами, если есть колледж?» –  мнение Евгения Тищенко. Предполагается, что бакалавр должен доучиться до специалиста на производстве в течение года, но для нашей действительности это не подходит: «На предприятиях востребованы готовые профессионалы: инженеры, конструктора», – рассказал заведующий лабораторией Научно-исследовательского центра проблем ресурсосбережения НАН Беларуси академик Анатолий Свириденок.
В Беларуси не каждый бакалавр, выпускник ЕГУ, может трудоустроиться по специальности. «Все выпускники прошлого года нашли работу. Однако по специальности мест нашлось не всем: допустим, выпускница-философ пошла в компанию мобильной связи, юристы устроились в частные фирмы, журналисты стали  фрилансерами. Проще оказалось туристическим менеджерам, дизайнерам и искусствоведам», – рассказала координатор по связям с выпускниками ЕГУ Евгения Мазаник.
Собеседница уточнила, что шансы на рынке труда возрастают, если ты стал магистром, но обучение на второй ступени полностью платное и на него нужно заработать денег.

Специалисты начнут уезжать на Запад?
Возможно, присоединение к Болонскому процессу поспособствует эмиграции молодых кадров. «Это нормально, просто не надо бояться, а быть уверенными, что оставшаяся молодежь подготовлена не хуже. Да и те, кто уедет, сделают это и без Болонского процесса», – высказал свое мнение Анатолий Свириденок.
Правда, пока неизвестно, насколько наши специалисты, пусть и подготовленные по европейскому стандарту, окажутся востребованными на Западе. По словам Александра Колбаско, обычно студенты ЕГУ, хоть и обучаются в Вильнюсе, возвращаются в Беларусь. Сказывается языковой барьер: выучить литовский достаточно сложно. К тому же сегодня на Западе работу сложно найти самим европейцам: «Хотя итальянцы получают дипломы Европейского образца, трудоустроиться по специальности, допустим, в Германии или Словакии практически невозможно, там своих кадров вполне достаточно», – пояснил доктор истории Витторио Гаета из Италии.

Справка «ВГ»
Болонский процесс – процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. В 1999 году в городе Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию о сотрудничестве (Болонскую декларацию).

В тему
Сегодня к Болонскому процессу присоединены 47 стран Европы. Россия стала участницей Европейского пространства высшего образования в 2003 году, Украина – в 2005 году, Казахстан – в 2010 году. В 2003 году Беларусь уже была на пороге вступления в Болонский процесс. На этот раз решение о включении может быть принято в 2012 году (конференция министров образования европейских стран проводится один раз в три года).