На крыльях ангела

В Одельске открыли памятник Святому Антонию и отметили 520-летие деревниГлавным событием юбилея стал приезд Тадеуша Кондрусевича, архиепископа Митрополита Минско-Могилевского. Своего земляка сельчане ждали еще с утра, и светские мероприятия не очень интересовали прихожан.

Еще за час до начала мессы жители Одельска шли на службу, неся с собой стулья. Казалось, вся деревня собралась у костела Святой Девы Марии. К ним добавились католики из других деревень Гродненского района, приехавшие на автобусах. Люди ходили вокруг храма и молились, некоторые исповедовались прямо во дворе. Тишину деревни нарушила сирена кареты скорой помощи. Как оказалось позже, одна из жительниц Одельска скончалась прямо в костеле. Новость быстро облетела деревню, люди обсуждали смерть пенсионерки во время праздника.
Католическое духовенство участвовало в открытии памятника святому Антонию Падуанскому. Местные жители вспоминают, что когда-то на месте памятника рос огромный тополь. В обращении к жителям Одельска священники пожелали, чтобы святой Антоний стал символом этого места, оберегал его жителей, помогал им во всех делах.
В Доме культуры презентовали новый герб и флаг Одельска, который был утвержден специальной комиссией в Минске 10 июня. На гербе изображен покровитель деревни святой Антоний с ребенком на руках, прямоугольный флаг разделен на две части – белую и голубую, посередине – герб святого Антония.
На школьном стадионе играла народная музыка, несколько пацанов гоняли мяч, ребята постарше соревновались в пляжном волейболе. Для жителей и гостей была организована торговля,  продавали квас из бочки по цене 700 рублей за пол-литра и разливное пиво за 1520 рублей. Продавщица сказала, что напиток привезли с Мостовского хлебокомбината, только популярностью у гостей квас не пользовался из-за прохладной погоды.
Народные умельцы представили картины, изделия из соломки, вязаные ковры и декоративные яйца, разукрашенные цветами и с изображениями церквей. Ремесленники скучали, ведь к лавкам мало кто подходил, сельчанам больше нравилось сидеть за столиками и  пить пиво.
Деревня входит в погранзону, поэтому на въезде в Одельск дежурили пограничники. Они следили, чтобы автомобили не заезжали вглубь поселка, иначе большое количество машин затруднит передвижение по деревне. Пропускали только автобусы  с гостями праздника. Кстати, от Одельска до границы всего полтора километра.

Легенды Одельска
О них с удовольствием любят вспоминать в деревне. Говорят, что во время Великой Отечественной войны один дед замаскировал в дровах танк, а упавшая на костел бомба не разорвалась. Вспоминают о вымощенной булыжником дороге в польский город Крынки, но саму дорогу найти не могут.

Другой мир
Журналист «Вечёрки» покидал деревню со странным ощущением пребывания в другом мире. В Одельске люди живут по каким-то своим, непонятным, другим правилам. Это замкнутое пространство, в котором не место приезжим. Жители деревни чтят католические каноны, живут по законам Бога. Нет в деревне авторитетнее человека, чем священник. Пожалуй, все это объясняется изолированностью деревни. Говорят, что раньше местные жители женились и выходили замуж только за своих односельчан, поэтому в деревне существовали целые роды старожилов с одинаковыми фамилиями.

Справка «ВГ»

Поселок основан в 16 веке, но сведения о нем встречаются с 1492 года. Великий князь Литовский Казимир Ягеллончик утвердил в Одельске парафию. Во времена Боны Сфорцы Одельск был городом, в 1546 году польская королева даровала ему Магдебургское право. Оно включало многие привилегии, в том числе торговлю по воскресеньям.
По одной из версий, название деревни происходит от слова «поотдаль». По другой – от реки Одля. Есть третий вариант, связанный с хвойными лесами вокруг. Местных жителей называли «еделями».