Тайны охранных досок,

или Как гродненцы опередили братьев Люмьер«Красную звезду» в Гродно построили на пять лет раньше, чем братья Люмьер впервые показали в одном из парижских кафе синематограф.

Так гласит охранная доска, что находится на здании нашего кинотеатра. Сегодня подобные таблички есть на самых значимых исторических памятниках старого города. На их изготовление потрачены миллионы рублей. Но на трети из них надписи не соответствуют действительности.
Охранные доски начали устанавливать около пяти лет назад. С тех пор гродненские экскурсоводы вынуждены останавливать группы подальше от них, чтобы в очередной раз не попасть в неловкое положение. Без ошибок оформлены исторические справки трех памятников:  музея истории «Гарадніцы», Старого и Нового замков. Музейщики сами заказывали вывески, остальные развесили централизованно городские власти… и ошиблись, так считает историк Андрей Вашкевич.

«Эдем» состарили на четверть века
– Первый в Гродно кинотеатр «Эдем» открыли в 1914 году. Его историю бережно хранят в «Красной звезде». Однако снаружи более полугода табличка извещала о том, что здание возводили в 1890 году, то есть за пять лет до появления кинематографа, – рассказывает историк.
В кинотеатре об ошибке знают, правда, заметили ее не сразу. Когда увидели, сняли знак совсем. По словам директора Людмилы Гончаровой, в архивах нашли разрешение губернатора продать основателю «Эдема» Монастырскому этот свободный участок земли по улице Почтовой, 4.
Похожая история произошла и с домом-музеем Элизы Ожешко. Охранная доска сообщает, что дом писательницы появился во второй половине XVIII века. «И это правда: его возвели в 1765–1766 годах, но деревянным. Элементы планировки и фирменный бело-голубой цвет – единственное, что от него осталось. В семидесятые годы прошлого века дом восстановили, но построили из камня и отнесли на несколько метров вглубь Швейцарской долины», – поясняет библиотекарь юношеского филиала областной библиотеки имени Карского Вера Матыс. Подтверждает «копию» и государственный список историко-культурных ценностей Беларуси. Но кто записал стопроцентный новодел  в памятники и не упомянул о реконструкции, здесь ответить не смогли.

Замковую и синагогу омолодили
С другой стороны, жемчужины архитектуры омолаживают. Так случилось с малоизученной великой хоральной синагогой: ей списали триста лет и обозначили второй половиной XIX века, когда здание перестраивали после пожара.
– Конечно, все внешние «рюшечки» ей добавили в это время, но от самой старой синаноги Беларуси сохранились стены, некоторые перекрытия и украшения сегодня внутреннего (а в XVI веке парадного) входа в здание, – говорит историк.
Улица Замковая, согласно охранным доскам (одинаковым на всех зданиях), была застроена в первой четверти – второй половине XIX века. Так унифицировали статью из госсписка историко-культурных ценностей. Тогда улица горела, но целыми остались многие здания. К примеру, «камяніца Масальскіх» (общежитие медуниверситета) мало изменилась снаружи с 1643 года.  Забыли и об истории некогда флигеля королевских конюшен 80-х годов XVIII века, что у пожарной каланчи. А на здании музея истории религии даже не убрали охранную доску девяностых годов. Так и висят рядом «будынак XVII – XVIII стст.» и новая, с другой версией его происхождения.

Батория поселили в «анатомичку»
Стефану Баторию и вовсе «не повезло». Охранная доска поселила его туда, где, по мнению историка, тот никогда не жил. «Дом Стэфана Баторыя XVI ст.»  (или «баториевка») – записано на здании на углу улицы Карла Маркса и площади Советской.
Рассказ о том, что король решил строить на этом месте городскую резиденцию, можно прочесть в государственном списке историко-культурных ценностей. Но кто купил этот дом во второй половине XVI века и был ли это король? Пока в замке шла реконструкция, Баторий мог жить на «замковом дворе» (теперь на этом месте Дворец  культуры текстильщиков)  или в одном из домов на месте Нового замка. Легенда и то, что тело короля вскрывали и бальзамировали именно в «баториевке». Историки доказали, что после смерти его перенесли в здание «замкового двора» через улицу Замковую, а не через площадь к «баториевке».
Самое обидное во всей этой «истории» Андрей Вашкевич видит в том, что для горожан и туристов такие вывески – единственный источник информации о прошлом строений. В отличие от европейских городов, кроме двух карт (у железнодорожного вокзала и концертного зала «Гродно»), никаких указателей, информационных табло у нас нет.

Загляни в список наследия
По закону заказывать и устанавливать охранную доску должны собственники зданий. А значит, и писать историческую справку. Они могут свериться с документами, обратиться к краеведам и историкам. В Гродно так должны были сделать, но не сделали. Таблички на значимые памятники архитектуры установили централизованно.
– Обычно власти пользуются самым авторитетным документом в этой области – государственным списком историко-культурных ценностей Беларуси. И лишь в особо сложных случаях прибегают к помощи историков, – рассказала главный специалист по музеям и историко-культурным ценностям управления культуры облисполкома Елена Климович.
Но и в этом перечне не все из наследия Гродно упоминается, а главное – он содержит ошибки! В советское время подобные документы составляли группы институтов, а затем выпускали книги в несколько томов. Сегодня список с картинками уместился на четырехстах страницах и его составляли чиновники от культуры разных уровней.
– В этом году вышла новая версия списка, но мы уже просим внести туда коррективы. Специальная комиссия рассмотрит просьбу только весной. Подождать придется, пока закрепят и эти изменения, – рассказала главный специалист по музеям и историко-культурным ценностям Гродненского райисполкома Наталья Романович.
По мнению Елены Климович, специалисты отделов культуры обучаются на семинарах и тренингах, делятся опытом с коллегами, но от ошибок никто не застрахован. Если вносить изменения в государственный список можно каждый год, то переделать дорогую охранную доску так быстро не получится.

Кстати
«К  началу осени в  старом городе установлено 68 охранных досок, до конца года здесь должны появиться еще 204. Большинство из них повесят на жилых домах» – сообщила заместитель председателя горисполкома Ирина Сенченкова. Установить доску должны собственники, жильцы домов. Уговорить их это сделать – непросто. В старых домах мало квартир, живут там в основном люди в возрасте, а охранный кусочек гранита или металла стоит не менее миллиона рублей…