Феномен Смита

Как учитель из Англии стал художником в ГродноДжордж Смит плохо говорит по-русски. Мне о своем творчестве в Гродно художник рассказывал на родном языке. Супруги используют особенный способ общения: смесь немецких, английских и русских слов. Джорджиян – называют они между собой свой вариант эсперанто.

Все началось с обычной футболки…
– …Джордж нарисовал на ней признание в любви, – вспоминает Янина. – На футболке были изображены приключения маленького человечка, который долго скитался по лесам и горам, пересек реки и моря, прежде чем найти свою единственную любовь, белокурую красавицу. Так он сделал предложение руки и сердца.
Впервые Джордж побывал в Беларуси в 2004 году. В то время он жил во Франции. Вместе с другом-художником из Лиможа приехал организовать выставки в Минске и Гродно. Янину, занимавшуюся в то время моделированием одежды, увидел на вернисаже в Новом замке.   
– После этого началась новая жизнь, – говорит Джордж Смит.

А чем вас не устраивала прошлая?
– Я успел прожить несколько жизней. Помню себя молодым и сумасшедшим после окончания школы. Успел испытать себя в разных ролях. В Норвегии работал барменом, в Северном Уэльсе – лесником. В Лондоне был сотрудником компании, занимающейся сбором мусора. Потом женитьба, дети. Началась обычная жизнь. Когда воспитываешь детей, приходится быть более организованным, все планировать и думать о завтрашнем дне. Это было замечательное время. Четверо моих детей выросли. Сейчас могу жить так, как хочу.
– Я даже не могу вспомнить всех профессий, в которых проявил себя, – говорит Смит. – Большую часть своей жизни я работал учителем английского. Завершил педагогическую карьеру должностью директора в государственной школе – в Соединенном Королевстве это довольно значительный пост. Но однажды решил все изменить и уехал во Францию.
– Он не хотел жить буржуазной жизнью, – поддерживает мужа Янина. – До сих пор сохранил дружбу с семьей хиппи, которые живут отшельниками в Альпах.  

Вы тоже за мир в любви?
– Я не был хиппи в традиционном понимании. Не верил и до сих пор не верю в их принципы. Я против жизни, расписанной по правилам, но в то же время, в отличие от хиппи, у меня не было какой-либо веры и философии. Сейчас у меня есть своя философия в искусстве. Но минимум убеждений. Я с большим скепсисом отношусь ко всем видам религии. Верю в науку, потому что каждая научная идея проходит процесс доказательства. Научная общественность может спорить. Через дебаты мы приходим к истине. Мне нравится такая философия. Я не вижу научного стержня в религии.

Творческое кредо
В юности Джордж Смит изучал изобразительное искусство в университете Ньюкасла. Тогда же начал рисовать. Первые самостоятельные художественные опыты были уже в зрелом возрасте, в  26 лет. Однако активно писать картины Смит начал только в Гродно в последние три года.
– Наверное, творчество в моей крови, – говорит Джордж. – Мой папа был художником. Работы моей дочери пользуются популярностью у коллекционеров ботанической графики, приобретены Галереей королевского ботанического сада. Все мои дети окончили школы искусств.   
Тема художественных работ Джорджа Смита – волны. Как признается создатель, в своих картинах он размышляет о природе волн с точки зрения физики. «Дневной свет состоит из волн. Без волн мы не можем слышать и понимать друг друга. Волны – это фундамент мира. Через них отображается жизненная реальность. Мне интересно исследовать это явление и изображать его в картинах», – сказал Смит.
Белорусскому зрителю творчество Джорджа Смита может показаться необычным. Художник не считает себя уникальным.
– Такое делали и до меня, – говорит Смит. – Но не было художника, который концентрировался бы на волнах так сильно. Мои работы можно сравнить с театром. События происходят на сцене, но и зритель не бездействует и порой ему нестерпимо хочется заглянуть за кулисы: кто же или что стоит за видимым миром? Так и я – то размышляю, как зритель, то мучительно пытаюсь проникнуть за кулисы, то с головой погружаюсь в действие – саму жизнь. И  уже  оттуда, со сцены,  пытаюсь разобраться: а что и кто в зрительном зале?

Творчество невозможно без вдохновения. Какой художник вам ближе всего?
– Я люблю Пикассо. Вся его творческая жизнь была связана с риском. Его не интересовала коммерческая сторона вопроса. Отказывая массовому потребителю, Пикассо все-таки был успешным. Его популярность росла из-за оригинальных и сумасшедших идей. Он не рисовал картин пачками, он делал настоящее искусство. Мне нравится такой же риск в своей работе. Настоящий художник создает картины прежде всего для себя, а не для других.
– А я уверена, что делать жизнь людей  красивее, пусть и посредством не очень оригинальных и вдохновенных картин, но милых сердцу и с любовью написанных – не менее высокий удел, чем будоражить умы и воображение знатоков и критиков, – не соглашается  Янина. – Каждая картина найдет своего зрителя.
Пульсирующие краски
Единственная выставка Джорджа Смита в Беларуси прошла этим летом в Музее современного изобразительного искусства в Минске. В следующем году можно ожидать открытия и в Гродно – Джордж написал заявку в городской выставочный зал.

А как у вас складываются отношения с местными художниками?
–  Я знаком со многими. С удовольствием  имел бы более тесный контакт, но не владею языком в достаточной мере.
– Джордж делится своими планами и находками с Сережей Гриневичем и высоко ценит его дружбу и  его мастерство, – добавляет Янина.
– В Гродно хорошие художники, – продолжает Смит. – Главная особенность – художественное искусство в Беларуси сконцентрировано на портретной и пейзажной живописи.
– На картины же Джорджа нельзя смотреть спокойно, – объясняет Янина Пильник. – Из-за необычного распределения цветов картины начинают пульсировать. Я наблюдала, как человека это привело в неописуемый восторг. Для чего должно служить искусство? Оно должно делать мир вокруг красивым, вносить в жизнь радостное волнение.  
У супругов много творческих и жизненных планов. В молодости Джордж Смит играл в непрофессиональном театре. Сейчас гость из Англии хотел бы участвовать в  любительских постановках и в нашем городе. Янина Григорьевна мечтает открыть художественную студию и обучать рисованию малышей. «Беларусь – это красивая спящая женщина, которая еще не раскрыла миру свою красоту, – говорит Джордж Смит. – У страны большой потенциал, и именно здесь я начал писать картины. Но для творческой реализации мне очень интересен Берлин. В этом городе много студий, в которых работают живописцы со всего мира».

Кстати
Джордж Смит живет в Гродно всего четыре года. Приехав вслед за женой, бывший учитель английского осуществил мечту и начал заниматься живописью. Янина Пильник, получившая художественное образование, стала первым критиком картин мужа.