Молоко убежало

Под российские санкции попали все предприятия области В «черных списках», ограничивающих доступ молочных продуктов в Россию, оказались все девять молокоперерабатывающих предприятий Гродненщины. По информации Роспотребнадзора, через границу не пускают, к примеру,  бифидокефир «Троицкий» из Лиды, творожные глазированные сырки из Волковыска, мороженое из Сморгони, масло из Слонима, сыры из Дятлово, Новогрудка, Щучина и Ошмян.

Ручеек из Волковыска

Как рассказал главный инженер ОАО «Молочный мир» Юрий Шапель, гродненское предприятие приостановило поставки на российский рынок сыров и масла. «Мы узнали, что полученные нами сертификаты недействительны, но российская сторона не может объяснить, почему», – говорит Юрий Вацлавович. По словам собеседника, продукцию, которая должна была идти на экспорт, сейчас стараются реализовать на внутреннем рынке, также увеличивают поставки в Молдову и Казахстан. Молоко перерабатывается в прежнем количестве, ведь с хозяйствами заключены долгосрочные договоры.

Объемы производства не сокращали пока и на волковысском «Беллакте», где экспорт по итогам прошлого года составил 46 процентов. Большая его часть до последнего времени шла в Россию. «Детское питание поставляется в том же объеме, что и раньше, – сообщила ведущий специалист отдела маркетинга ОАО «Беллакт» Татьяна Лысенко. – Кроме того, мы выпускаем творог под торговой маркой «Домик в деревне» компании «Вимм-Билль-Данн», который тоже не задерживают». Как выяснилось, часть продукции предприятия получила в Роспотребнадзоре зеленый свет. В списках, включающих 51 наименование продуктов, разрешенных к ввозу в Россию, 48 – производства «Беллакта». Еще одну строчку занимает творог 18-процентной жирности из Слонима. Две оставшиеся позиции – за ряженкой и сметаной от ОАО «Молочные горки» из Могилевской области.

Сливки повезем в Венесуэлу?

Больше всего наша область экспортировала сухого молока. Как сообщила главный специалист отдела маркетинга ГО «Гродномясомолпром» Светлана Ребезова, за пять месяцев этого года было реализовано 9,4 тонны сухого обезжиренного молока, из них 8,5 тонны – за пределами Беларуси. На внешний рынок ушло почти три четверти нашего сыра (около 8 тонн из реализованных 10,8), также за границу поставили больше половины масла (4,6 тонны из 7,6). Цельномолочные продукты идут в основном на внутренний рынок, не вывозится мороженое.

На вопрос о последствиях ограничений в «Гродномясомолпроме» развели руками: судите по объемам экспорта. По информации исполнительного директора Союза предприятий молочной отрасли Беларуси Александра Крепчука, многие белорусские заводы уже сейчас снизили объемы выпуска той продукции, которая должна была продаваться у соседей.

Из Гродненской области продукты экспортируются в страны бывшего СССР, Польшу, Иран, Сирию. Волковыск отправлял сухое молоко в Венесуэлу, была даже одна поставка из Сморгони в Новую Зеландию. Но около 90 процентов молочной продукции до сих пор шло в РФ. Теперь предприятия ищут новые рынки сбыта. Впрочем, даже если конфликт вскоре будет исчерпан, Россия все равно настаивает на том, чтобы ограничить ввоз сухого молока. В то же время соседи согласны с ростом поставок сыра и творога. К слову, сыр вырабатывается на шести предприятиях области, в Лиде, Слониме и Сморгони его не производят.

Наши йогурты ждут в Москве

Когда проблема решится, прогнозировать никто не берется. По мнению Минсельхозпрода, это может случиться уже на этой неделе. Однако в частной беседе с корреспондентом «Вечёрки» представители многих предприятий высказывали опасения, что переоформление документов может затянуться на несколько месяцев.

Между тем возвращения продуктов на прилавки ждут не только белорусские молочники, но и российские потребители.

– В субботу в поисках белорусского молока обошла пять магазинов, – рассказала москвичка Светлана. – В двух продавали творог и кефир «Савушкин продукт», но в узком ассортименте, а в трех магазинах вообще все исчезло. Мы и раньше покупали продукты из Беларуси, и сейчас не боимся.

Из чего делают молоко?

По мнению Роспотребнадзора «оборот молока и молочной продукции, выпускаемой с нарушениями требований Технического регламента, представляет непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан». При этом в Москве отмечают, что в белорусских продуктах могут содержаться сухие вещества и растительные компоненты. Как сообщили «Вечёрке» в пресс-службе Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации РБ, в нашей стране действуют нормы, по которым информация о подобного рода добавках учитывается при формировании наименований. Например, если при производстве молока был использован порошок, то в его названии должно присутствовать слово «восстановленное»; мороженое с растительными жирами не может называться «пломбир», «сливочное» или «молочное».

В основном в наших магазинах продается нормализованное молоко. Это значит, что его состав регулировали по жирности, то есть добавляли или убирали сливки. Что касается стерилизованного молока, которое не портится месяцами, то, как пояснили в Гродненском аграрном университете, длительность хранения достигается за счет технологии и асептической упаковки. Цельное молоко нормализуют, затем под высоким давлением на несколько секунд нагревают – в результате погибают все микроорганизмы, и вредные, и полезные, поэтому процесс брожения просто не может начаться.

На фестивале молока белорусские товары продавали со скидками

Гродненщину на ярмарке в Минске представляло одно предприятие – волковысское ОАО «Беллакт».

По словам организаторов, фестиваль устроили для того, чтобы  популяризировать молочные продукты среди белорусов. Как выяснилось, производство молока в нашей стране неуклонно растет, а потребление – падает (по данным за 2007 год, производство превысило потребление более чем в два раза). О том, что сбыть на внутреннем рынке продукцию, которую не пускают россияне, непросто, говорили и представители предприятий, с которыми удалось побеседовать.

Всего фестиваль собрал в воскресенье 23 участника. «Вечёрка» попросила производителей известных белорусских брендов прокомментировать ситуацию.

Елена Бабкина, заместитель генерального директора ОАО «Савушкин продукт»:

– Наша продукция на сто процентов натуральная. Ни единого дня мы не работали на сухом восстановленном молоке. Это экономически невыгодно: сначала сушить, а потом разбавлять, тем более что в Беларуси молочного сырья более чем достаточно. В этом году институт физиологии Национальной академии наук изучал, как влияют наши молочные продукты на состояние здоровья людей. Медики сделали заключение, что их можно применять как профилактику сердечно-сосудистых, неврологических заболеваний, для восстановления сил, активизации мыслительной деятельности. Кстати, за пять лет работы на российском рынке к нам не было ни одной претензии по качеству. Мы прошли сертификацию и к первому июня были полностью готовы. Сейчас мы вынуждены переориентировать профиль производства и выпускать продукцию с более длительными сроками годности.

Дмитрий Хоботнев, маркетолог ОАО «Березовский сыродельный комбинат»:

– Сыр – это не масло, которое можно заморозить. Девяносто суток срок годности, за это время он должен быть съеден. Куда девать? Ищем сейчас. Если рассчитывать только на белорусского потребителя, то ползавода надо останавливать. Если бы мы продавали весь свой сыр в Беларуси, остальные четырнадцать сыродельных заводов пришлось бы закрыть. Мы первые в стране по производству, на экспорт шло две трети продукции. Для нас это было большим удивлением – узнать, что нас запретили. Мы получали большинство сертификатов, когда российский техрегламент уже действовал. Такое впечатление складывается, что решили запретить все, а потом уже дальше разобраться, кого пустить, кого задержать.

Татьяна Борило, заместитель начальника отдела сбыта ОАО «Глубокский молочно-консервный комбинат»:

– Нам повезло немного больше, чем остальным: сгущенное молоко может храниться год. Сейчас продукция, которая должна была идти на экспорт, лежит на складах, а мы приводим документацию в соответствие, ищем новые рынки сбыта. Но не везде наш продукт выдерживает конкуренцию по цене: он дороже, потому что производится из натурального сырья. Многие страны теперь выпускают сгущенку с добавками и таким образом делают ее дешевле.