Поезда затянули пояса

Куда уехали вагоны-рестораны?Белорусская «железка» решила напомнить пассажирам поездов, что на дворе – пост. В вагонах-ресторанах предлагают специальное меню. Только на гродненском направлении верующим приходится голодать и в пост, и в праздники.

Три ресторана и два буфета на колесах несколько лет стояли без дела. Буквально месяц назад два вагона-ресторана передали Минскому отделению железной дороги взамен тех, которые там отправили на ремонт.

Кипяток вместо обеда
Вернут ли их, неизвестно. Ведь даже на оставшийся вагон-ресторан, по словам заместителя начальника Барановичского пассажирского участка Барановичского отделения БЖД Николая Дудогло, в Гродно нет спроса. Неужели путешественники отказываются от полноценного обеда в пользу макарон, «сваренных» в кружке кипятку?
Проблема в другом: нет желающих такие обеды организовать. Хотя вагон-ресторан готовы включить в любой маршрут. Но для этого точку общепита нужно взять в аренду. Прежде этим занималось ОРС станции Гродно –  структурное подразделение УП
«ДОРОРС», которое подчиняется той же железной дороге. Но дело это, оказалось, убыточное. Всю выручку «съедала» арендная плата. Поэтому ОРС от вагонов отказался.

Кто поставит кухню на рельсы?
Не нашлось и предпринимателей, готовых заработать на гастрономических пристрастиях пассажиров. По данным главного экономиста Барановичского пассажирского участка Барановичского отделения БЖД Людмилы Дубко, в феврале прошлого года за аренду при рентабельности 15 процентов нужно было заплатить 326,5 евро в месяц. Но поскольку предпринимателям обычно удается заработать больше, для них ставку рассчитывали, исходя из 70-процентной рентабельности. А это повышало сумму до восьмисот евро.  
Не сумели обратить в свою пользу даже то обстоятельство, что из Гродно курсируют прямые поезда до Москвы и Санкт-Петербурга – дорога неблизкая. Выходит, зря несколько лет назад потратились на переоборудование. Тогда полностью заменили начинку. Появились современная кухонная техника, мягкие сиденья для посетителей, телевизоры, музыкальный центр. А вагон (так и хочется перефразировать поговорку) и ныне там…
Можно было бы подумать, что пилигримы до отвала наедаются на вокзале. Но ресторан на станции уже полтора года как закрыт. Николай Дудогло говорит, что предложения от арендаторов с удовольствием рассмотрят в любой момент. Правда, прежде чем заведение начнет работать, нужно решить проблему с ремонтом. Расходы готов взять на себя ОРС станции Гродно, но лишь при одном условии: точка общепита должна перейти на баланс предприятия. Вопрос остается открытым.

Долгая дорога в Крым
А уж как не хватает домашней пищи по дороге в Крым! Здесь уж, казалось бы, только ленивый не заработает. Но на таком выгодном направлении предпринимателям, наоборот, отказывают. Начальник отдела сервисного обслуживания пассажиров пассажирской службы БЖД Андрей Кашко объяснил, что делают это вынужденно. Поездки в Крым так популярны среди белорусов, что в состав включают максимально возможное количество вагонов. Но билетов все равно не хватает. Поэтому ресторан и приходится заменять купейным либо плацкартным.
Весной по одному вагону-буфету появится в скорых поездах Гродно – Минск (отправляется ежедневно в 6.30) и Минск – Гродно (отправляется ежедневно в 16.22). От ресторана он отличается тем, что в нем нельзя приготовить пищу, только разогреть.

В тему
В стоимость аренды транспорта включают амортизационные отчисления, а также все виды налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, уплачиваемых арендодателем. Отдельно арендатор оплачивает расходы арендодателя по обслуживанию, энергообеспечению и другие расходы, связанные с работой оборудования (Положение, утвержденное Указом Президента РБ  №  498 от 04.08.2006).

Что мы теряем?
Постное меню существует отдельно от общего и включает тринадцать блюд:
– ассорти овощное;
– ассорти по-домашнему из маринованных овощей;
– салат грибной;
– салат из помидоров и сладкого перца;
– салат овощной с грибами;
– солянка грибная;
– драники с икрой;
– драники с грибами;
– шампиньоны, жареные во фритюре;
– семга жареная;
– форель речная жареная;
– сайда жареная;
– картофель фри или картофельные дольки с овощами

Справка «ВГ»
Белорусская железная дорога включает шесть отделений: Барановичское, Брестское, Витебское, Гомельское, Минское, Могилевское. Располагает 32 вагонами-ресторанами, восемью купе-буфетами и четырьмя вагонами-барами.