Цветы из кирпичей

Галина Беляева – о том, как управлять мужчинами и строить дома, о секретах ячеистого бетона и тюльпанах к 8 Марта

Как вам удается управлять мужчинами?
– Сегодня на комбинате работает около тысячи двухсот мужчин и четыреста женщин. Мои непосредственные подчиненные – главные специалисты, начальники отделов, начальники цехов – в основном мужчины, в том числе и мой муж. Здесь главное – профессионализм: люди должны видеть, что ты с ними разговариваешь на грамотном техническом языке, что они получают обоснованные задания. Тогда неважно, женщина или мужчина дает указания.

Мужа не задевает, что жена получает больше?
– Я задумывалась над этим, но, как ни странно, это его не смущает. У нас все деньги в общей «кассе».

Как удалось сделать карьеру?
– На комбинат стройматериалов 30 лет назад по распределению мы приехали с мужем. Первое мое рабочее место – инженер-лаборант в цехе по производству изделий из ячеистого бетона. Это наши популярные мелкие блоки, на которые в прошлом году был ажиотажный спрос, ими застроены все окрестности города. Тогда использовалась старая технология их производства: в цеху грохотало, все в пыли, блоки резались вручную, поэтому они были кривоватые. Тогда я подумала: какой ужас, как я здесь буду работать! Прошла все ступени карьерной лестницы: инженер технического отдела, старший инженер, начальник отдела, главный технолог. Когда знаешь работу «с низов», легко разговаривать с людьми.

Вы растили троих сыновей в перерывах между работой?
– Старший ребенок у нас студенческий. В детский сад рано не отдавали, с мужем работали по сменам и смотрели. Оставляли дома спящих, муж на работу, я бегу домой – ночью, через гаражи. Теперь у сыновей свои семьи, у всех дети. Получили высшее образование.

А притирки с невестками были?
– Мне в бытовые вопросы вникать некогда, может, поэтому и мне, и девочкам повезло. Я с уважением отношусь к выбору сыновей: то, что их устраивает, мне заведомо нравится. Я стараюсь не давить своим авторитетом, не давать советы как хозяйка. Они сами строят свои семьи, как считают нужным.

Дети работают на КСМ?
– Младший и старший – да. У среднего свой бизнес, говорит, что у него другие интересы, три года жил в Америке, был маркетологом в торговой сети.

Как с мужем познакомились?
– Он пришел к девочкам из моей комнаты, но те были в стройотряде. Принес им мороженое, мне пришлось все съесть одной.  

А свой дом построили?
– Конечно. Я за свою жизнь построила дачу, вместе с мужем и мальчиками. Потом пришлось ее продать, чтобы достроить дом, целый год жалела: там все было сделано своими руками. За вырученные деньги смогли выполнить отделку в коттедже в Зарице, там целый поселок нашего комбината. Это двухэтажный дом, построенный по типовому проекту.

У нас прочные дома строятся?
– По ячеистым блокам мы всегда были первыми. В России нет подобных заводов. Спрос на этот материал был огромный, мы вели очередь, записывали людей в журнал. Силикатный кирпич тоже хороший, но технология его производства устарела. Хотели закупить новое оборудование, но сегодняшняя экономическая ситуация не позволяет. Думаем, как не приостанавливать производство, ведь в декабре пришлось идти частично на рождественские каникулы, потому что склады были заполнены.

Но раньше продукция уходила в Россию?
– Да, но теперь россияне наконец-то поняли, что выгоднее строить свои заводы, ведь сырье дешевое – песок, известь, цемент. Получается, что производить выгоднее, чем перевозить крупногабаритные грузы. Основной наш потребитель сегодня – внутренний. В этом году только в Ленинском и Октябрьском районах города планируется создать по восемь ЖСК, в прошлом году их было по два.

Вы – двигатель прогресса в семье?
– Нет. У нас – демократия до безобразия. Мне могут давать ценные указания мои дети, муж. У нас нет лидерства в семье. Для меня важно, чтобы мальчики остались между собой родственниками и даже, может, друзьями. Мне кажется, это получилось: они поддерживают друг друга, общаются. Это мое главное достижение в жизни, потому что работа – это всего лишь способ достойно жить. Если все хорошо в семье, то и на работе порядок.

Если бы не стали инженером, куда пошли бы?
– В экономику. Хорошо училась в школе, любой предмет давался легко.

У занятой женщины остается время на увлечения?
– Раньше ходили в походы, теперь возраст не тот. Мое хобби – цветы. На участке у нас – целый ботанический сад. Я каждый кустик люблю, помню. Муж разделяет мое увлечение: с ним выкопали прудик, сделали две альпийские горки, соорудили на одной из них фонтанчик, оборудовали качели. В отпуск стараемся поехать для расширения кругозора. Люблю отдыхать на Балтике, конечно, в Турции были. В Европу ездила по работе. Когда мы планировали открыть новую автоматизированную линию, объездила всю Германию – больше, чем родную Беларусь. Там много заводов по производству оборудования для ячеистого бетона, и расположены они в разных регионах. Хотелось не ошибиться в выборе. Вставали в полшестого утра, чтобы погулять по городу, потому что после завтрака начиналась работа на заводе.

А что понравилось за границей?
– Системность застройки. Теперь и мы пришли к этому. К примеру, Девятовка: раньше этот район не был престижным, а теперь все аккуратно, продуманная инфраструктура, удобные дворы, широкие дороги. Как специалист, вижу, что Гродно выгодно отличается от остальных областных центров.   

Готовите по вечерам?
– Когда прихожу, отдыхаю полчаса. Готовим мы с невесткой, младший сын с семьей живет на втором этаже нашего дома. Часто я сама что-нибудь делаю: вижу, что она устала, все-таки целый день одна с ребенком, просто выдыхается. А я, как сильный человек, знаю, что некоторые вещи мне легче даются, чем другим женщинам. Мой муж так и не научился готовить.

Что вам дарят на 8 Марта?
– Все знают, что люблю цветы, особенно тюльпаны. Мы с мужем не зациклены на дорогих подарках, это может быть хорошая книга, косметика или набор солей для ванн.

Справка «ВГ»
Галина Беляева – главный инженер ОАО «Гродненский комбинат строительных материалов». Родилась в 1956 году в Новогрудке. Замужем, имеет троих сыновей, четырех внуков.