Не просто главврач

Святослав Савицкий о неожиданных близнецах, ранней диагностике и румяных пирожкахСправка «ВГ»Святослав Савицкий – главный врач Гродненской областной больницы с 2002 года. Родился в 1962 году в деревне Хоружево Волковысского района. Отец – инженер, мать – учительница. В 1985 году окончил лечебный факультет Гродненского медицинского института. Кандидат медицинских наук, доцент. Женат, имеет дочь и сына. Есть внук. 

Почему захотели стать врачом?
– Это почетная профессия. Когда в гости собирался приехать мамин брат, врач, у нашего дома выстраивалась очередь, чтобы обследоваться у дяди Пети.  

Жизнь близнецов отличается от жизни обычных детей?
– Вообще, с моим рождением связана целая история. Меня никто не ждал. Шутка. Родители были уверены, что появится один ребенок, ведь УЗИ не было. Тогда на роды к маме в глухую деревеньку приехал молодой фельдшер-акушер Евгений Антонович Лабович. Родился мой брат, его приняли. Дядя Женя сел с папой за стол, выпили чарку и уже начали хорошо закусывать, как минут через пятнадцать – двадцать мама из соседней комнаты зовет отца: «Эдик, что-то не так, по-моему, второй идет»… Это был я.
В детстве мы с братом Эдиком даже не могли представить, как это, съесть конфету или печенье одному, все всегда было пополам. Всю жизнь у нас все пополам.

Говорят, близнецы чувствуют друг друга на расстоянии. Не замечали?
– Безусловно. Когда в два года Эдик нырнул под воду, я тоже сделал это. Мы вместе утонули. (Смеется.) Что подвигло меня броситься в воду за братом, не знаю, было непреодолимое желание быть вместе. К счастью, все обошлось. И это не только по отношению к нему. Всегда чувствую, когда проблемы у детей, когда тяжело моей сестре или у мамы ухудшается состояние.

Вы – самый младший, а значит, любимчик?
– Мы с братом имели преимущества. Старшие брат и сестра, Люда и Володя, присматривали за нами, особенно в раннем детстве. А когда мы возмужали, нашим физическим развитием занимался только старший брат. В  шутку мы его и сейчас зовем тренером-теоретиком. Он заставлял работать над своим телом: на одной руке мы могли подтянуться раз шесть, обрастали «кубиками» на руках, животе. Это позволило мне в студенческие годы стать кандидатом в мастера спорта по вольной борьбе. Сегодня по мне этого не скажешь. (Смеется.)

Дети пошли по вашим стопам?
– Да. В Валюшином случае выбор закономерный. Она в белом халатике с трехлетнего возраста, с мамой на работе. У медсестры кревской больницы Ривы Давыдовны Скворцовой просила: «Тетя Рива, вы, пожалуйста, без меня капельницу не ставьте». Все хотела понять, как она в вену попадает. Внутримышечные инъекции для нее были пройденным этапом. А Игорь – гуманитарий, увлеченный историей, колебался с выбором профессии. Я ему предложил поработать в областной больнице санитаром в реанимации. После трех месяцев он пришел и сказал: «Папа, ты был прав, я хочу спасать людей». Теперь он студент третьего курса медицинского университета медико-психологического факультета. Это как раз для него.         
Родился внук Коля. Есть такая примета: при первом купании надо ребенку дать в руку источник его будущего благополучия, дочь и зять умудрились ему вручить пособие по оперативной хирургии. Надеюсь, и он полюбит профессию врача.

Как уживаются муж и жена врачи?
– Танюша – мой верный друг. Только она откровенно оценит мои поступки, подчиненные промолчат. Прислушиваюсь к ней всегда, она компетентный специалист (работает в областной больнице заведующей физиотерапевтическим отделением).

А где вы познакомились?
– Мы учились в одной группе института. То, что я стал ленинским стипендиатом и получил красный дипломом, во многом ее заслуга. Она тоже была отличницей, я не хотел отставать.

Куда попали по распределению?
– В деревню Крево Сморгонского района. В больницу терапевтом. Нас с женой привез заместитель главного врача на УАЗике, помог внести чемоданы, быстренько сел в машину и дал ходу, чтобы мы не убежали. Потому что для нас не было жилья, нам пришлось жить месяц в кабинете главного врача. Потом освободили для нас финский домик. Считаю, что за время работы в участковой больнице мы с женой стали профессионалами, вспоминаем это время с благодарностью.   

Вы, наверное, придерживаетесь диеты, если на свой вес намекаете?
– Да. Это для меня очень больной вопрос, но низкокалорийная диета, без углеводов, картошки, мяса – не для меня. Люблю покушать и хорошо готовлю сам, не могу отказаться от фирменного семейного блюда – фаршированных перцев, не откажусь от голубцов, жареного мяса.

В областной больнице внедряются новые операции и закуплено уникальное оборудование. Расскажите…
– Приятно осозновать, что в нашей больнице есть оборудование, которое не уступает технике европейских клиник. Это заслуга руководства области. К примеру, в ближайшее время мы запускаем 32- спиральный компьютерный томограф: оборудование, которое позволит, допустим, оценить уровень  кровоснабжения тканей мозга. Это важно при инсультах: когда надо найти, какой участок мозга необходимо «отвоевать». Стало возможным получить трехмерное изображение сердца, сосудов, толстого кишечника и других органов. То есть мы можем диагностировать заболевание, в том числе и опухоли, на ранней стадии.
Мы дробим камни без травматического разреза ультразвуком и лазером. Освоили определения маркера рака почки, предстательной железы, проводим фотодинамическую диагностику рака мочевого пузыря. До этого подобные анализы проводились только в столице.

Вы боретесь с инсультами по современной методике…
– Уже имеющийся аппарат магнитно-резонансной томографии позволил нам быть первыми в республике, кто освоил метод раннего тромболизиза при ишемическом инсульте. Тромбы растворяет введенный препарат. Проблема лишь в том, что больных нужно доставить к нам не позднее трех часов с начала инсульта. Уже  была первая попытка вводить препарат по катетеру.
В больницу закуплена искусственная печень, кому она может потребоваться?
– Мы инициировали эту покупку после массового отравления суррогатным спиртом в прошлом году. Теперь, когда поступит пациент с токсическим поражением печени и будет наблюдаться явная почечная недостаточность, подключим к этому аппарату, и печень восстановится.

Поделитесь, о чем мечтает главный врач.
– Мечтаю завершить реконструкцию всех корпусов больницы, построить радиологический корпус, где установят два линейных ускорителя. Тогда станет возможным с помощью луча добрраться до опухоли любой локализации и, не повреждая окружающие ткани, удалить ее.