Восставшие из пепла

После пожара в Фарном костеле нашли фигуру ангела Пока эксперты выясняли причину пожара в Фарном костеле, мастера успели наполовину восстановить сгоревшую часть уникального алтаря.

Почти полтора года специалисты экспертно-криминалистического центра МВД Беларуси не могли ответить, почему загорелся Фарный костел. Буквально на днях начальник областного УМЧС Анатолий Бабий озвучил их официальное заключение. Пожар произошел из-за короткого замыкания электропроводки в подсветке алтаря. Поскольку версию поджога исключили, уголовное дело по факту пожара прекращено.
Фарный костел загорелся знойной июльской ночью 2006 года. Дым обнаружил сторож, но через несколько мгновений о происходящем знали чуть не все жители центральной части города. Их разбудил колокол, который чудом сработал без посторонней помощи. Его не могли остановить почти два часа. Как выяснилось позже, ради удобства колокол соединен с компьютером и башенными часами. Благодаря этому мы регулярно слышим привычный «бом», а часовщику не приходится каждый раз забираться наверх. Когда во время пожара произошло короткое замыкание, система дала сбой, и город наполнился звоном. Тогда вместе с другими проснулся и епископ Александр Кашкевич.
Хотя пламя затушили быстро, обезображенной осталась правая часть алтаря. Навсегда утрачены две колонны и четыре скульптуры XVIII века, среди которых и Самуэль Лозова, пожертвовавший деньги на его создание.
Еще в 1757 году прусский путешественник Шлемюлер писал, что издали алтарь Фарного костела напоминает «лес скульптур и колонн». Несколько месяцев обугленный фрагмент скрывало от глаз прихожан белое полотно.  Теперь его нет, а рядом со «стволами» почти трехсотлетней давности появились молодые «саженцы».
Руководить восстановительными работами взялся опытнейший польский специалист, главный реставратор королевского замка в Варшаве Павел Садлей. Однако задолго до того, как эту кандидатуру одобрили в Минкультуры Беларуси, настоятель Фарного костела ксендз Ян Кучинский начал подыскивать мастеров, которые смогли бы взяться за кропотливую и тяжелую работу. Одного из них, столяра Мечислава Алещика, он знал уже давно.
К счастью, студенты из БНТУ, которые несколько лет назад проходили практику в костеле, составили подробнейшее описание алтаря с точными обмерами и фотографиями каждой детали. Этот объемный труд Алещик изучал почти месяц, и к приезду научного руководителя проект уже был у него в голове.
Нашелся и талантливый резчик по дереву, Казимир Мисюра из Вороново. Он взяться за алтарь решился не сразу. Сначала попробовал восстановить поврежденный декор на балконе. «Получилось замечательно. Да и сейчас слезы из глаз, ведь все эту красоту придется покрыть краской», – говорит ксендз Ян, глядя на кружевное деревянное полотно высотой около восьми метров.
Поляки не ожидали, что на Гродненщине есть мастера такого высокого класса. Для Мечислава Алещика это не первый опыт работы в костеле. Он сделал алтарь в деревне Ваверка Лидского района. А ведь свои услуги предлагали и те, кто когда-то зарабатывал на жизнь, штампуя бюсты Ленина и Сталина.
Экспертиза показала, что в замене нуждаются не только поврежденные огнем детали. Деревянная конструкция простояла почти триста лет. Одни фрагменты утрачены, другие превратились в труху. Не обошлось и без «помощи» насекомых. Кроме того, алтарь заново покрасят. Сейчас специалисты ломают голову над тем, какие оттенки использовал художник, который впервые коснулся его кистью. Дело в том, что всякий раз, обновляя цвета, предыдущий слой снимали. Вот и ищут теперь следы старинной краски в деревянных складках и под рукавами апостолов. Самым ценным в плане исследований оказался амвон. На нем осталось четыре слоя, под которыми обнаружены фрески. Есть и еще одна важная находка. Еще до пожара люди заметили, что с одной из колонн исчез ангел. Историки и коллекционеры забили тревогу: мол, ценную скульптуру тайно вывезли в Польшу. Оказалось, фигура пошатнулась и упала за оградку расположенного на высоте нескольких метров балкона. Там ксендз Ян, который обходил еще пахнувший гарью костел, и заметил краем глаза деревянные пятки.
На восстановительные работы потребуется еще три года. Ведутся они за пожертвования прихожан и граждан Германии, Италии, Польши, жизнь которых каким-то образом связана с этой святыней.

Справка «ВГ»
Алтарь высотой 21 метр сделан в стиле позднего барокко в 1736 году мастером из Кенигсберга Йоханнесом Шмидтом. Конструкция не имеет себе подобной. Таким было условие контракта, подписанного с ректором Гродненского коллегиума.