Стройка пришла в тупик

В деревне коттеджи растут как грибы после дождя Инга ОСТРОВЦОВА Получить жилье в деревне Одельск Гродненского района теперь гораздо проще, чем раньше. За последние несколько лет здесь построили почти тридцать коттеджей, еще семь будут готовы в этом году. Но люди говорят, что заселяются в них неохотно.

По словам местных жителей, проблему с жильем не могли решить долго. Заместитель председателя Гродненского райисполкома Сергей Невмержицкий рассказал почему. Сложно было найти подрядчика: слишком велики транспортные расходы, ведь Одельск находится в стороне от дорог. Из-за этого в народе оказавшуюся в приграничном тупике деревню называют «сляпой кішкай».  
Тем временем молодежь, не дождавшись квадратных метров, уезжала в Гродно. Обосновавшись в городе, сельчане привыкли к тесным квартирам и возвращаться на родину, пусть даже в просторные коттеджи, не хотят. Да и те, кто остался, не спешат заселяться в новостройки.
«Уговаривают всех: «Возьмите дом!» А не хочет никто. Дают только коробку, все остальное делай за свои деньги. Колхоз матпомощи выделяет всего триста тысяч рублей. За все платишь сам, и при этом дом считается колхозным. Мы подписывали такой документ, что если увольняемся, то теряем жилье. И не важно, сколько мы в него вложили», – сетует учительница Елена. Муж ее трудится в СПК «Пограничный», который и выступает заказчиком строительства.
«Да сколько добротных домов-то заброшено, зачем новые ставить? – продолжает Алина, которая работает в школе и растит троих детей. – Туда ведь сети нужно тянуть, а мы который год без газа. Любые деньги готовы заплатить, лишь бы провели. Взялись, было, за дело, да только до Плебановцев проложили, до нас осталось три километра. Оказывается, там болото и дальше копать нельзя. Неужели когда проект разрабатывали, никто об этом не знал? А водонапорную башню нашу видели? Река на дорогу хлещет, а дома воды нет – не доходит».
Деревня замерла под солнцем. На улицах пусто: все работают в огороде. Всюду чисто, хотя дворников, как в городе, здесь нет. Отслужившие свое бытовые приборы не выбрасывают. Остов «Горизонта» прибит к сараю и служит полкой для ведра. Кто-то вынес старый холодильник в огород и аккуратно складывает в него мешки с мусором, чтобы потом вывезти на полигон.
На дверях магазина – замок: идет прием товара. «Да вы внутри и пяти минут не выдержите! Такая духота, что в обморок падают, шоколад на полках плавится», – жалуются женщины. Не работают ФАП и детский сад. Фельдшер приезжает из Индуры, сейчас она в отпуске. А сад закрыт на ремонт. «Мой ребенок ходит вместе со мной на работу, – рассказывает Алина. – Вон, бегает на стадионе, а я за ним в окно присматриваю. Остальные дома сидят, деваться некуда».
Сергей Невмержицкий заверил, что ждать осталось недолго: в здании уже обновили кровлю, на днях берутся за внутреннюю отделку. По возможности преобразится и школа. Там нужно залатать крышу и поставить стеклопакеты. В ближайшее время заасфальтируют центральную улицу, территорию вблизи мехдвора и ферм. «Стараемся вкладывать деньги в производственную сферу. Делаем зерносушилку и хранилище для фруктов. Нужно учиться зарабатывать, тогда будут средства и на благоустройство», – объяснил Сергей Петрович.