Человек-змея

Он извергает огонь, ходит по битому стеклу, ложится на гвозди, глотает мечи, обожает рептилий и боится пауковАлёна ПРОНСКАЯКаким был первый шаг факира?– Всего в городе два факира: я и муж сестры, Валентин Кирилюк, – мой учитель. Когда-то в филармонии вел цирковую студию. Когда сестра вышла за него замуж, он предложил мне поработать. Это сыграло решающую роль в жизни. С тех пор прошло 14 лет. Все это время я занимался самообразованием. Читал книги, смотрел кассеты.

Что нужно делать, чтобы освоить профессию?
– Прежде всего преодолеть страх. Потом нужно развивать чувствительность: становишься на стекло и чувствуешь, как разместить стопу, чтобы не порезаться. Я это осваивал на практике. Без порезов и ожогов, конечно, не обошлось. Пластика осталась после занятий акробатикой. Сейчас просто поддерживаю физическую форму: бегаю, отжимаюсь, подтягиваюсь. Нужно постоянно отрабатывать технику. Думаю, все трюки смог бы сделать каждый.

Что есть в арсенале?
– Выполнять могу множество трюков. Все зависит от реквизита. Как факир работаю с огнем, как йог ложусь на стекло и на гвозди. На гвоздях выдержал вес на себе в 135–140 килограммов. На новогодние праздники «рискнул» на меня встать Дед Мороз. Потом он долго отходил от шока. Думал, что от меня ничего не останется.
Глотаю шпаги 40 сантиметров в длину. То, что они острые, показываю, разрезая лист бумаги. Первый раз по ощущениям это напоминало глотание зонда. Потом прошел страх и вместе с ним неприятные ощущения. Осталось только зрелище.
Что касается огня, его можно выдувать, воспламенять язык, тело. На языке могу выдержать пламя полторы минуты. Струю огня «извергаю» на два с половиной–три метра. Обычно, это самое любимое зрителями зрелище.
 
Что самое трудное в вашей профессии?
– Самое тяжелое – освоить мастерство клоуна. Он должен уметь все. Нужно развеселить публику, удержать внимание, показывать фокусы, жонглировать, делать сальто и многое другое. Моя цель сейчас – совершенствовать мастерство клоуна.

Где побывали с выступлениями?
– Работал по контракту на Тайване и в Корее. Приехав на Тайвань, с друзьями сразу же пошли смотреть Тихий океан. Завораживает его безграничность. Наверное, человека всегда тянет к океану. Очень понравилась морская пища. Правда, сразу трудно было привыкать к острым приправам, но потом очень понравилось. Удивило то, что там люди активные. Например, наши бабушки сидят на скамеечках, а у них в этом возрасте гоняют на скутерах.
Как-то попал на китайское шоу с драконами в качестве участника. Мы учили текст на русском языке, чтобы понимать смысл пьесы, а во время представления ставили свою фонограмму. Это на самом деле яркое шоу. Хотя, думаю, если китайцам показать наши театрализованные постановки, их это тоже впечатлит.

Когда артист вашей специфики должен уйти со сцены?
– Когда он внешне уже не будет приятен зрителю. Заниматься можно всю жизнь. По мере старения выбирать те жанры, в которых все получается идеально.

Держите животных?
– Моя слабость – змеи. Сейчас у меня дома живет тигровый питон-альбинос. Вернее, это питонша Фанта из питерского зоопарка. Ей два с половиной года, еще молодая. На природе питоны  живут до двадцати пяти лет и растут до шести метров в длину. Активно выступать Фанта сможет еще десять лет.
Свою питоншу кормим крысами: 5–6 штук в две недели. Когда она поест, нужен покой. Если в это время потревожить, то можно вызвать агрессию. Зубы у питонов, как у щуки, в два ряда. Меня Фанта кусала за руки, за лицо, за губы. На публику ее можно выводить через 5–6 дней после еды. В спокойном состоянии Фанта на людей (более крупные, чем сама по размеру) не кидается. Поэтому опасаться ее не стоит. А вот собак и кошек не воспринимаю.

Как безопасно работать со змеями?
– Нужно о них много знать и не бояться. Важно учитывать повадки, понимать, когда питомец проявляет агрессивность. Змеи привыкают к рукам, хотя нет преданности хозяину, и дрессуре они не поддаются. Нужно постоянно за ними наблюдать. Мне пришлось работать с тигровым зеленым питоном, тигровым обычным питоном, удавом обыкновенным.

Как познакомились с женой?
– На одном из моих выступлений во время фестиваля национальных культур она подошла, чтобы сфотографироваться. После этого мы стали встречаться и поженились. Иногда Оксана ассистирует на моих выступлениях.

Дети есть?
– Да. Сын Арсений. Он видел почти все мои выступления. Больше всего любит папу-клоуна. В четыре года начал общаться с нашим питоном и его не боится. Правда, я не хочу, чтобы он пошел по моим стопам. Пусть получит высшее образование и спокойно работает.

Кто дома готовит?
– Мясные блюда – моя обязанность. Готовлю шашлыки, котлеты, отбивные и многое другое. Шашлыки, допустим, замачиваю на ночь со специями без заливки. Потом на полчаса заливаю уксусом и на огонь.

Чего боитесь?
– Боюсь пауков. Меня просто начинает трясти, когда их вижу. Тогда беру себя в руки и либо сам в совочек сметаю и выношу на улицу, либо зову жену.

Что взяли бы с собой на необитаемый остров?
 – Питона, спички и шпагу.

Справка «ВГ»
Сергей Полубенцев, йог, факир. Он же волшебник и маг. Он же клоун Тоша. Родился в Гродно. Окончил СШ №19. В 16 лет – в филармонии как артист оригинального жанра. Первые номера – со змеями, потом освоил искусство факира, йогу, клоунаду. Работал в Могилевской филармонии, на контрактах в Гродно и за границей. Женат. Сыну Арсению почти 5 лет.