Пьянству — бой! Как в Гродно боролись с алкоголизмом более 120 лет назад

В Гродно бороться с алкоголизмом начали более 120 лет назад, когда в городе появилось Попечительство о народной трезвости. Что это такое и насколько эффективно шла борьба, пишет историк Денис Тарасюк.

Пожар на винокуренном заводе

Случайно в руки попал документ, опубликованный в журнале «Военная быль» в июне 1974 года. В нём австрийская разведка писала о белорусах как о единственном народе из всей Российской империи, имеющем склонность к злоупотреблению алкоголем. Вот цитата из доклада Генерального штаба Австро-Венгрии: «Белорусы… Сообразно сырому, нездоровому климату они отстали духовно и физически, живут в изолированных небольших селениях или отдельных дворах. Часто склонны к алкоголизму…»

Если в городах, в том числе и в Гродно, где в основном жило благоразумное еврейское население, ситуация с пьянством была более-менее благополучной, то на окраинах и в деревнях пили безбожно.

Корреспондент газеты «Гродненские губернские ведомости», ставший свидетелем пожара на винокуренном заводе вблизи Гродно, написал: «Водка из разбитых бочек лилась здесь в буквальном смысле рекою, и … толпа набросилась на это случайное даровое угощение с позорной, отвратительной жадностью. Никто не отказался от дарованного угощенья. Пили все: и мужчины, и женщины, и взрослые, и подростки, и даже дети. Пили разными способами: и горстями, и козырьками своих шапок, и черепками; пили из бочек и прямо из луж, прилёгши на животе… Пили до бесчувствия, до полной потери сознания. Ни грязь этого, смешанного с навозом напитка, ни опасность сгореть тут же, напившись до бесчувствия (завод-то в это время полыхал), ничто не могло удержать увлёкшуюся толпу…»

Вместо кабаков — винные лавки

Бороться с алкоголизмом в Российской империи начали в 1894 году. Вместо кабаков, в которых зелье продавалось неограниченно, стали открывать винные лавки со спиртным только на вынос и в определённом объёме.

Тогда появилось Попечительство о народной трезвости, чтобы заниматься профилактикой и предупреждением алкоголизма, и в первую очередь среди простого люда и крестьянства.

Попечительства создавались в каждой губернии, уезде и волости (сельском округе). Региональные комитеты возглавляли руководители администрации — губернатор, уездный начальник или предводитель дворянства, волостной старшина. Участковые попечители и так называемые соревнователи (активисты) следили за тем, чтобы продажа спиртного соответствовала требованиям и нормам, выявляли факты нелегальной торговли, распространяли среди населения информацию о вреде зелёного змия, организовывали свободное время, открывая чайные, проводя чтения, собеседования и распространяя издания. Опорой на местах, по мнению властей, должны были стать духовенство и учителя.

В Гродненской губернии Попечительство о народной трезвости было создано на рубеже 1897–1898 годов одним из первых в империи. В Санкт-Петербурге оно появилось на несколько месяцев позже, в Москве и вовсе лишь в 1902 году. Первым руководителем Гродненского губернского комитета Попечительства о народной трезвости был губернатор Дмитрий Николаевич Батюшков, делопроизводителем — М. П. Жилеев.

Первый председатель Попечительства о народной трезвости, гродненский губернатор Д. Н. Батюшков

Выделяли деньги на чайные

Общество финансировалось в основном государством, а также частными лицами, пополнялось выручкой от продажи билетов на мероприятия и литературы. Каждый уездный комитет получил авансом 2000 рублей (около 60 000 нынешних) на открытие чайных и других мест безалкогольного отдыха. Однако в населённых пунктах борьба с алкоголизмом продвигалась по-разному. В районе Пружан к середине 1898 года открылись сразу четыре чайные.

В Гродненском уезде и самом городе, который должен был стать образцовым, дело шло туго. Участковых попечителей назначали не по желанию и готовности к действию, а по списку.

Совещания комитета ставили в неудобное время, когда его члены и активисты не могли в них участвовать. На собраниях не было квоты и решения не принимались. Не открывались чайные, отсутствовала работа с населением.

В одной из газет было опубликовано открытое письмо активиста комитета, который случайно посетил одно из волостных правлений (что-то типа нынешнего сельсовета) и увидел волостного старшину — главного борца за трезвый образ жизни в своей местности — пьяным в разгар рабочего дня. Позже выяснилось, что он пил за счёт подношений посетителей.

Столь печальное начало деятельности Попечительства о народной трезвости стало толчком для более активных действий со стороны руководства города и уезда. И уже к концу года в городе появились три чайные и место для чтений.

Читали лекции и показывали знаковые места

Чайные представляли собой обыкновенный дом с тремя-четырьмя просторными комнатами и кухней. В двух комнатах располагался буфет, где продавали чай, безглагольные напитки и сигареты, впоследствии и продукты. В главной комнате была читальня для лекций и чтения. Священники и учителя рассказывали посетителям о вреде алкоголя.

Тут же находилась небольшая библиотека, купленная за счёт губернского комитета на сумму 50 рублей (1500 сегодняшних). Здесь можно было полистать наиболее популярные периодические издания Российской империи, такие как журнал «Нива», газеты «Биржевые ведомости», «Гродненские губернские ведомости», «Сельский вестник».

Кроме этого зрителям с помощью фотопроектора показывали «туманные картинки» — достопримечательности или знаменитых исторических деятелей. Как правило, чайная находилась возле православного храма.

Одна из первых чайных в Гродненском уезде появилась 28 февраля 1898 года в Скиделе, 15 июля — в Гродно, на окраине города, в Занеманском форштадте, недалеко от Свято-Владимирской церкви.

 

До конца года открыли две чайные — на Скидельской заставе (в районе автовокзала) и на Сенном рынке (возле нынешней Советской площади, напротив монастыря бернардинцев). Для народных чтений приспособили помещение в доме Ратнера на Садовой улице (ныне «Дом Максимовича» на Ожешко, 3).

4 июля 1898 года в Городском саду прошло народное гулянье. Поскольку вход стоил недорого (на современные деньги примерно рубль – полтора), праздник собрал рекордное число зрителей (около десяти процентов населения). Мероприятие удалось на славу: играли два военных оркестра, проводились конкурсы с хорошими призами: можно было выиграть карманные часы с цепочкой. Закончился праздник показом «туманных картин».

Чайные постепенно открылись в Озёрах, Крынках, Лунне, Деречине. В состав активистов Попечительства стали принимать женщин, которые помогали проводить праздники и организовывать театральные кружки.

О чём поспорили власти и еврейская община

Однако не всё было так радужно, как казалось на первый взгляд. Священники и учителя были уважаемы простым людом, но в глазах крестьян гораздо менее авторитетны, чем умудрённый жизненным опытом дед-односельчанин,  непросыхающий пьяница.

Открытие чайных вызывало недовольство у влиятельной в то время прослойки населения белорусских городов и местечек — еврейских предпринимателей.

Их торговлю спиртным, зачастую подпольную, не помогали искоренить ни штрафы, ни иные наказания. В местечке Деречин (теперь Зельвенский район) дело дошло до протеста. На все планируемые помещения под чайную были выставлены цены, превышающие столичные, — 500 рублей в год (сейчас 18 000 рублей). В этом противостоянии властей и еврейской общины примирительную точку поставил местный раввин, ставший первым и повседневным посетителем чайной.

Вместе с тем массовые открытия данных заведений давали незначительные результаты. Как пример — случай в деревне Деречинка. В одной из газет от 12 сентября 1898 года сообщалось, что чайную в Занеманском форштадте только за август посетило 2209 человек, которые оставили выручку 102,91 рубля (около 3000 нынешних). В том же месяце в газете, описывая День Храма в селе Деречинка Гродненского уезда, сообщили, что во время праздника винная лавка за 2–3 часа заработала 400 рублей (около 10 000 нынешних).

Тем не менее благодаря Попечительству сократилось число преступлений на почве пьянства, да и выпивох стало меньше. Накапливался опыт по лечению от алкоголизма, культурно-просветительской работы среди населения. Крестьянству пытались найти другое занятие, нежели злоупотребление спиртными напитками.