Огни старого города: как в Гродно пришло электричество

Какие только способы искусственного освещения не перепробовало человечество на протяжении веков. На смену костру, факелу, лучине пришли масляные, спиртовые, керосиновые и газовые фонари и лампы. Во второй половине XIX века в повседневный быт стало входить электричество. В Российской империи оно появилось в 1880 году в Санкт-Петербурге. В губернском Гродно оказалось только осенью 1912 года. Как начиналась электрификация города, рассказывают газеты «Гродненские губернские ведомости» и «Наше утро».

На реализацию идеи ушло 14 лет

Вопрос о введении в городе электрического освещения рассматривался ещё 16 ноября 1898 года на заседании Гродненской городской думы. Но реализация идеи растянулась на долгие годы. Весь 1912-й горожане жили в предвкушении запуска электростанции. Она находилась на Студенческой улице (недалеко от нынешнего польского консульства). Электростанцию поставили возле железной дороги неслучайно — оттуда по трубам нефть поступала к цистернам, расположенным во дворе предприятия.

Здание, к сожалению, не сохранилось. Известно, что оно строилось под руководством подрядчика М. С. Соловейчика. В первых числах июля 1912 года он заявил городскому начальству, что постройка завершена.

Дизельные двигатели для электростанции мощностью 80 и 120 лошадиных сил приобрели у фирмы «Гуща и Малиновский» из Вильно. Они были доставлены в Гродно 4 июля 1912 года и обошлись вместе с кабелем, проводами, изоляторами, громоотводами и другими материалами в 2854 рубля 15 копеек.

Подключали не всех желающих

Первыми планировали осветить Софийскую (улица Ленина) и Муравьёвскую (улица Ожешко). Там были готовы к установке железные столбы, к которым будут приделаны электрические коммутаторы. Линии на этих улицах считались передаточными пунктами. Одновременно устанавливали деревянные столбы для прокладки электрических проводов. Старые керосиновые фонари собирались отдать для освещения так называемого «занеманского форштадта» (Левонабережной, современных улиц Суворова, Дарвина, Советских Пограничников).

В это же время городская управа стала принимать заявки от частных персон об установлении в квартирах электрического освещения и сделала заказ в типографию напечатать инструкции пользования им.

Заявлений поступило намного больше, чем могли удовлетворить исходя из возможностей электростанции. Некоторым пришлось временно отказать. Но это не помешало наиболее «смышлёным» обратиться за помощью прямо к работникам станции и провести в свои дома провод без разрешения.

К электрическому освещению готовили мужскую казённую гимназию (на Советской, 6), получившую разрешение начальства из учебного округа в Вильно и деньги городской управы (979 рублей 50 копеек).

Электростанцию запустили с опозданием

1 сентября 1912 года в газетах была опубликована информация, что город будет освещаться электричеством по расписанию: зимой — на 100 процентов мощности с 16:00 до 1:00 и на 50 процентов с 1:00 до 6:00; летом — на полную с 21:30 до 1:00 и наполовину с 1:00 до 3:00.

Установку столбов контролировало Виленское техническое бюро. Его сотрудники сразу же выявили проблему: телефонные столбы, поставленные намного раньше электрических, пользовались более слабыми токами, чем электрические. Возникла большая вероятность, что в работе телефонов будут неполадки — неприятный шум в аппаратах и они даже могут испортиться. Поэтому две линии развели по обе стороны улиц.

Это задержало запуск электростанции. Его перенесли на 1 ноября. Но и в этот срок телефонисты не уложились. Власти и общественность через прессу торопили их с уборкой проводов.
23 ноября на телефонной станции успешно протестировали машину. С 1 декабря запланировали осветить город и частные квартиры. Но это получилось сделать на второй день зимы. Долгожданное событие прошло буднично. Просто появился свет. Однако газета «Наше утро» отметила: «Освещение города электричеством и предоставление его для частного пользования — это большой шаг вперёд по пути прогресса городской жизни».

Проводили обучающие экскурсии

Первым заведующим станцией стал М. Маркевич. Через месяц работы, в январе 1913-го, проходила её приёмка специальной комиссией с участием приглашённых инженеров Боровичка и Бука. Решено приобрести дополнительные дизель-моторы и увеличить мощность. Поскольку, по мнению городской думы, первые двигатели, купленные у фирмы «Гуща и Малиновский», стоили слишком дорого, провели тендер, который выиграл Коломенский машиностроительный завод. Его продукция с доставкой обошлась на 500 рублей дешевле. Для примера: литр молока в те годы стоил 24 копейки, килограмм мяса — 66 копеек, десяток яиц — 30 копеек, зарплата рабочего была 30 рублей.

Дизель-моторы изготовили в мае. Начать их установку планировали в августе, что расстраивало огромное число желающих провести у себя дома электричество. Им пришлось ждать до ноября.

Стоило станции заработать, как сюда стали организовывать экскурсии. Причём не для обыкновенных зевак — делалось это в дополнение к образованию по специальности. К примеру, экскурсантами были учащиеся Александровского ремесленного училища, солдаты телеграфного класса 4-го сапёрного батальона. Станцию посещали в неработающие часы, чтобы лишний раз не мешать процессу.

Электричество приносило неплохой доход в казну. За 1913 год вышло

90 000 рублей. На 1 января 1914-го в городе работало 75 простых керосиновых, 130 керосинокалильных, 65 электрических фонарей. В домах, учреждениях, на предприятиях горело
12 043 лампочки.

Как платили за электроэнергию

Со временем в работе электростанции обнаружились недостатки. О них незамедлительно сообщали в прессе. Горожане жаловались, что вместо положенных по тарифу 0,8 копейки за час горения платили по 2 копейки. Кто-то из-за неработающего счётчика вообще не платил.

Днём на предприятиях электроэнергия часто отключалась, что приносило владельцам убытки. Из-за подобного происшествия едва не сорвался выход газеты «Наше утро». По той же причине зрители не досмотрели фильм в кинотеатре «Люкс» (находился на месте нового корпуса ТД «Неман»). Свет в квартирах и на улицах пропадал и вечером.

Просили сделать дешевле установку и оплату за пользование. Эти вопросы рассматривались на заседании городской думы и в целом решались положительно. Цена за установку зависела от количества лампочек.

Решение о первом снижении платы было принято в декабре 1913 года, следующее рассматривалось в мае 1914-го и, скорее всего, не состоялось из-за начавшейся Первой мировой войны.

Денис ТАРАСЮК, историк