«Я был как Юрий Гагарин»: в фотоклубе открылась выставка Бориса Мещерякова, посвящённая 50-летию гродненского телевидения

В четверг, 20 декабря, гродненский фотоклуб представил первую персональную выставку Бориса Мещерякова — легендарного оператора, стоявшего у истоков гродненского телевидения и посвятившего ему 45 лет своей жизни.

Несмотря на богатый и продолжительный опыт работы с камерой, Борис Мещеряков впервые согласился показать свои фотографии в отдельной экспозиции: до этого его снимки входили в число коллективных выставок.

— 50 лет назад, в такие же декабрьские дни, мы с коллегами создавали первые передачи гродненского телевидения. Поэтому у фотографий нет общей концепции, это художественный штрих к юбилею любимого ТВ, — скромно отметил автор.

Гигабайты отснятого материала, бессонные ночи за рулём, участие в важных событиях в Беларуси и за рубежом, звания «Лучшего оператора телеканала» (ОНТ) и «Заслуженного журналиста» — всё это было не сразу. В 8 классе Мещеряков стал самым молодым корреспондентом «Гродненской правды», удивляясь, что может получать гонорар за свой труд. Позже он закончил школу фотокорреспондента, но жизнь связал не с фотоаппаратом, а с видеокамерой. 27 декабря 1968 на телеэкранах гродненцев появились первые новости областного ТВ, в которых вышел репортаж Мещерякова, снятый в колхозе «Авангард». Телевизоры ещё были редкостью — на просмотр собирались всем двором. Но уже на следующий день молодой оператор проснулся знаменитым.

— Когда мы работали над первыми выпусками, то не понимали, что это был почти исторический момент. Потом навалилась такая слава, будто я Юрий Гагарин! — улыбается Борис Семёнович. — Мы были первооткрывателями: молодыми, неопытными, но с жаждой работать и расти в профессии.

Опыт в фотографии оказался нелишним: ветеран телевидения утверждает, что любая качественная съёмка связана со знаниями о композиции, освещении, монтаже. К слову, в фотоклубе «Гродно» он появился даже раньше его бессменного руководителя Александра Лосминского. Коллеги были связаны проектами на телевидении и в печати, но Мещерякову часто не хватало времени на клуб: работа отнимала всё свободное время. Сегодня он вспоминает, как поднимался по тревоге в любое время суток.

— Работа собкора — это когда ты даже спишь на ходу. Помню, как вызвали на репортаж в Катовице, где проходила выставка голубей. Из-за сильного снегопада над павильоном обвалилась крыша, а там была советская делегация. В три часа утра я мчался почти под чешскую границу, чтобы отснять материал и тут же рвануть обратно: тогда интернета в каждом кафе не было. За день наматывал по 1200 километров.

Окончательно выйдя на пенсию, он фотографирует в своё удовольствие: ищет интересные типажи и кадры, любит жанровые съёмки. Но для творческого роста постоянно ставит высокие цели: в конце каждого года даёт себе задание поучаствовать в определённом конкурсе. Установка на успех работает: имя Мещерякова часто значится в списке призёров.

— Уходить нужно вовремя, сразу всё не охватишь, — размышляет Борис Семёнович. — Я учил детей фото- и видеоискусству, воспитал себе трёх преемников. Все они теперь профессионалы, один из них — Сергей Мазайло — руководит тем самым ТВ, которое мы создавали. А я наконец-то могу пользоваться своими удочками, а не возить их весь сезон в машине, так и не достав для рыбалки.

Увидеть историю белорусского телевидения сквозь камеру одного оператора можно в галерее фотоклуба «Гродно» на Кирова, 35 по четвергам с 18:00 до 20:00.