Сергей Талатай: «Я свой бой проиграть не боялся»
Экс-начальник Брестской (а ранее Гродненской) Госавтоинспекции откровенно рассказал о причинах своего неожиданного ухода с высокого поста.
В «интервью напоследок» есть какая-то своя особенность. Окончание любого пройденного этапа жизни – повод выдохнуть, оглянуться, подвести итоги и двигаться дальше. Экс-руководитель Брестской областной Госавтоинспекции Сергей Талатай неожиданно ушел с высокого поста неделю назад. Однако он не поставил в своей работе точку и на выдох почти не имел времени. Это лишь запятая и новый вдох перед началом нового этапа, в новом качестве, но практически с той же задачей. Подведения итогов, однако, было не избежать. С них мой собеседник и начал, не дожидаясь наводящих вопросов…
– За три отчетных года моей работы мы свели количество погибших в Бресте до пяти человек, – констатирует главный итог Сергей Валерьевич. – Благодаря инженерным решениям, которые принимались людьми неоднозначно. Но сегодня Брест – самый безопасный областной центр в республике. По области этот показатель мы тоже снизили: со 114 погибших до 66-ти в 2016-м и 79-ти в 2017-м.
– На фоне успехов ваш уход с должности выглядит довольно неожиданно. Расскажете о причинах?
– Я воспользовался своим законным правом уйти в отставку по достижению срока выслуги. Людей будоражит стереотип, что якобы с таких должностей сами не уходят, должен, мол, быть какой-то «залет». Но я могу ответственно заявить: никаких проблем у меня на работе не было. Пресловутый детектор я прошел, со стороны контролирующих служб и властей к нам никаких претензий не было – областная ГАИ на хорошем счету. И я считаю, это правильно – уйти на пике, достойно. Известные спортсмены могли уйти непобежденными, но оставались и в итоге проигрывали бой. Я свой бой проиграть не боялся. И дальше буду работать на благо города.
В разговоре с руководителями была определена моя роль в развитии транспортной инфраструктуры Бреста и области. Нам выпало большое счастье по реализации проекта «Symbio City». Я остаюсь руководителем группы мобильности этого проекта и буду курировать все вопросы, касающиеся развития общественного и личного транспорта, велосипедного движения и других моментов.
– С какими эмоциями уходите из ГАИ?
– Не с легким сердцем. Я всю жизнь отдал этой службе. Тяжело покидать родной коллектив. Но это решение нужно было принять, чтобы дальше развиваться.
– Развиваться с учетом ранее выдвинутых инициатив?
– Да. Я уже обозначил проект «Symbio City». В ближайшие месяц-два необходимо написать основной документ – план по развитию устойчивой мобильности города. Этот документ потребует больших усилий, практических обоснований. Будем обучать инженеров, развивать интеллектуальную систему управления. Эта тема долгоиграющая, в нее нужно вникать, обучаться, чтобы внедрить её на практике.
– Эти проекты и идеи не встречают препятствий?
– Нет, с каждым годом их продвигать все легче. Раньше решение могло приниматься на бытовом и эмоциональном уровне. Вот, скажем, как убрать пробку на перекрестке? Правильно, «нарезать» еще одну полосу – и пробка уберется. Но сейчас все понимают, что это крайняя мера. И никто больше ничего резать не будет. Мы не создаем город только для автомобилей, мы создаем город для людей.
– А была ли у вас в должности начальника ГАИ такая инициатива или решение, о котором вы потом пожалели?
– Что касается инжиниринга, то тут явных провалов не было. Мы очень оперативно реагировали на ошибки и устраняли все нюансы. Огромная масса работы у ГАИ впереди. Это и велодвижение, и категорирование улиц. Если мы в будущем определимся, каким и где должен быть центр города, то там, к примеру, можно сделать безопасную зону с ограничением скорости в 30 км/ч, убрать парковочное пространство, разрешить там ездить велосипедистам и т.д.
– Все эти решения в вашу бытность руководителем ГАИ всегда воспринимались в штыки. Как справлялись с критикой?
– Один философ сказал, что самое большое счастье – это когда твое увлечение становится твоей работой. Я благодарен за критику, которая сделала меня сильнее. Особенно за критику необоснованную. Она показала мне людей, которые меня в любой ситуации поддерживали, говорили «Валерьевич, держись, не думай об этом». И это помогало двигаться вперед. Дружба и любовь сделали мое сердце живым, не каменным. Это титанический труд – все просчитать, учесть все недостатки, доказать там, наверху, что это необходимо сделать. Но эту работу нужно проводить, иначе город задохнется.
– Как считаете, нашумевшая «чистка» в рядах ГАИ с использованием полиграфа была необходимой?
– Мое личное мнение – это было правильное решение. Я прошел его и точно знаю: там люди говорят правду. И это действительно серьезный регулятор внутри системы правоохранительных органов.
– Набили оскомину в интернете и резонансные аварии. Как считаете, с помощью чего можно побороть безрассудное поведение на дороге?
– Нужно перестать заниматься либерализмом. Надо вычленять подобные факты циничного и явного игнорирования постулатов безопасности и влиять на них не беседами, а конкретными регуляторами. Чтобы люди не боялись потерять деньги, заплатив огромный штраф, а боялись в принципе совершать подобные деяния. Это базис в создании правового автомобильного общества. Нужны законодательные изменения. Нужно узаконить проекты различных инженерных решений и применять их.
О себе как водителе, о гродненских автолюбителях и инженерных решениях Шанхая читайте в полном тексте интервью, который выйдет в печатном номере газеты «Вечерний Гродно» за 17 января.
Справка «ВГ»
Проект экологически привлекательного города «Symbio City» в качестве пилотного реализуют в Бресте. Это умный, экологичный, удобный для жизни город. Концепция проекта предусматривает создание парковых зон, велодорожек, перехватывающих стоянок, обеспечение мобильности инвалидов, мам с колясками и т.д.