Из бабушкиного альбома

В детстве любила рассматривать старинные фотокарточки в бабушкином альбоме. Его синяя бархатная обложка выцвела и местами потерлась. Альбом хранился в комоде с шерстяными вещами, переложенными пучками высохшей травы зубровки. Альбом от неё пропитался запахом летнего леса. Листая пожелтевшие от времени листы бабушкиного альбома, я своим детским воображением переселялась в то старое время, которое видела на снимках. Вот на маленького формата фотографии бабушка и дедушка, которые вернулись из церкви после венчания в свой новый дом на ул. Академической. Они поженились в мае 1919 года, у жениха доктора Константина Белецкого в кармане пиджака букет ландышей. Почему невеста Лидия без фаты и пышного платья? Потому что они решили повенчаться скромно, сделать свадьбу, не приглашая многочисленных гостей.  Ведь жених был пожилым человеком, он развелся со своей первой женой, чтобы жениться на молоденькой девице из монастырского приюта.  В зале накрыт накрахмаленной  скатертью праздничный стол. Катя, нанятая доктором на работу в качестве домашней прислуги, суетится у печи: пора ставить на стол горячее, молодая хозяйка сейчас переступит порог своего дома.

А вот на снимке и сама Катя,  она сидит на заднем крыльце дома, не рассмотреть, чем она занимается. Носки вяжет или фасоль перебирает?  Бабушка вспоминала, что Катя отлично готовила и была чистоплотной девушкой из бедной семьи. Когда первая дочь супругов Белецких Лена, моя мама, научилась ходить, топая маленькими ножками по дорожкам сада,  через открытую калитку во двор забежал чужой пёс, он лапами опрокинул девочку на землю. Катя успела вырвать ребенка из пасти собаки и прогнала её громким криком.  

Дедушка был увлечен фотографией, в альбоме есть фотокарточки, которые он сделал сам.  Вот вид его дома и часть улицы Академической. Окно спальни открыто, хорошо видна каменная ограда немецкого кладбища, заросшего высокими деревьями. Бабушка рассказывала, что на этой фотографии она сидела с детьми на переднем крыльце,а проходящая мимо нищая старуха попросила подаяния. Вынесли ей несколько грошей… Он снимал гостей, семейные чаепития в доме и в садовой беседке, снимал гостей. В альбоме портреты моей молодой бабушки в разных нарядах, снимки с детьми и родственниками.
На фотокарточках незнакомые мне мужчины и женщины, священник, мальчик в матросском костюмчике — это бабушкин крестник, когда он вырос, то погиб в первые дни  войны. Все эти люди из прошлого мне знакомы только по рассказам бабушки. Валентина Кемарская, первая жена моего дедушки Константина Белецкого, часто приходила в гости и баловала гостинцами детей своего бывшего мужа – Лену и Иру. Она была бесплодной, что и послужило причиной развода бывших супругов, проживших вместе 20 лет. Поздней осенью 1944 года ночью за ней, больной старухой, пришли люди в форме и арестовали ее как врага народа. В ее квартиру в доме на ул. Северной поселили работников партийного аппарата. Она погибла в сталинских лагерях. Её портрет начала ХХ века на последнем снимке подборки.

Листая страницы бабушкиного альбома, я с грустью понимаю, как быстротечно время. Все эти  запечатленные на  старых фотокарточках люди жили, любили и страдали, были счастливы или  несчастны. Бесследно теряется о них и память, потому что моим внукам не интересно рассматривать альбом их прабабки. У ее потомков впереди своя жизнь, в которой они будут радоваться жизни, будут любить и страдать.  Все обязательно вернется на круги своя…

 

 

 

 

 

 

 

Среда обитания — семидесятые

Первый снег и старые гродненские двери

Зимние каникулы

Сочельник Рождества Христова 

Графика зимы

Фантом памяти

Деревенская зима

Дачные натюрморты

Семидесятые. Часть II

Семидесятые. Часть III

Над Неманом

Горожане

Поле на Фортах. Времена года

Лето красное

Венец лета

Осенняя прогулка

Про тыкву

Небеса

Гродненские фотоистории

Январская оттепель

Февральские истории 

Мурлындия

Цветение белорусской сакуры

Дороги, дороги…

Лунная идиллия

Эти летние дожди…

Горячий август