Акварели «нового Наполеона Орды» показывают в Новом замке (обновлено)

«Поэзию руин» можно посмотреть в историко-археологическом музее. Выставка литовского художника Романаса Борисоваса открыта до 28 апреля.

Посетители увидят акварели, которые литовский художник создал за последние 25 лет. На картинах запечатлены сохранившиеся фрагменты величественных замков, поместий, храмов. Больше нет былой красоты, но благодаря мастерству художника, мы можем видеть, насколько выразительной была архитектура прошлых столетий. В родной Литве его называют новым Наполеоном Ордой. Художник написал «Ворота замка в Любче», «Портал костела бернардинцев в Вильнюсе», «Руины кирхи в Побетен», «Лабиринт дворов старого Вильнюса» и другие картины. Белорусский фонд культуры готов перенести выставку Романаса Борисоваса в объект всемирного наследия ЮНЕСКО – Мирский замок.

Романас, Вас часто называют литовским Наполеоном Ордой. Как относитесь к такому утверждению?

– Я был знаком с правнуком этого знаменитого художника.  Правнук жил в Щецине. У него дома даже сохранились небольшие эскизы. Наполеон Орда сохранил нам то, что время не пощадило. Так например, замок в Кедайняй остался только на его акварели. В некотором смысле я продолжаю его дело.

Есть ли здания, которые Вы написали, а со временем их не стало?

– К сожалению, таких зданий все больше. В 2005 году написал сохранившуюся башню кирхи в несуществующем уже пос. Гросс Энгелау, в Калининградской области. Два года назад упала передняя часть башни. Через полтора года разрушилась половина задней ее части. Храм никогда не восстановят. Он находится на территории военного полигона. И до недавнего времени солдаты стреляли прямо по кирхе. Их просто обучали…

Вы начинали как дизайнер, но потом ушли в искусство. Почему?

– Поступал на факультет интерьера, хотя все его выпускники занимались архитектурой. Первый раз не поступил. Через год прошел на дизайн. В те времена это был такой придаток индустриального проектирования. После окончания поработал дизайнером. Оказалось, сфера скучная, а мне хотелось творчества и независимости, поэтому ушел в искусство. Здесь скучать не приходится. Однажды на выставке в провинции украли мою картину. Об этом конечно написали все республиканские газеты. Не передать, какой ажиотаж поднялся, – люди толпами приходили на выставку. Друзья даже шутили, что я сам украл картину – мол, пиар-ход такой. 

На Ваш взгляд человека, который разбирается в архитектуре, чего не хватает Гродно?

– В Гродно серьезно занимаются восстановлением исторического облика города. Другое дело, как это делают. По жизни я эстет – люблю красоту вокруг. Но в вас в городе мне слишком много безвкусицы на улицах. Такое ощущение, что работают люди не обладающие необходимыми для этого качествами. Общался со многими известными гродненскими художниками. Все обладают вкусом, чувством баланса и понимания, но складывается впечатление, что у вас они не востребованы. А ведь они могли бы многое изменить, если бы их привлекли к созданию дизайна города. Конечно мало иметь только соответствующий диплом. Нужно еще обладать и врожденным чутьем. На мой взгляд, Гродно не хватает исторической атмосферы. Представьте, как изменится город, если старый замок будет восстановлен…

Есть ли архитектура, которая Вас вдохновляет?

– Мне нравятся старые культовые здания, которые за свою историю разрушались, перестраивались. Именно поэтому уменя много работ с арками. В моем понимании они как бы временной портал. В одном поселке Калининградской области стоит полуразрушенная кирха. Рядом остановка автобуса, ходят люди. А в паре метров будто бы портал в другой мир. За аркой трава по пояс. Зашел туда, гляжу, торчит что-то из зарослей. А это, оказывается скелет коровы. За аркой размеренная провинциальная жизнь, а внутри другой мир. Запечатлел ту арку на своей картине. Правда, на гродненской выставке ее нет. Сюда вошли не все мои работы.

Вы заядлый яхтсмен и до сих пор ходите под парусом. Что заставляет совершать морские вылазки в таком немалом возрасте?

– Для меня это просто образ жизни. Помню, в августе 1989 года в Германии был «ураган столетия». Когда ветер достигает 35 м/с, шторм оценивают в максимальные 12 баллов. Тогда же ветер был 56 м/с. Но нам повезло: его направление совпало с тем, куда мы плыли. В ту ночь затонули сотни яхт, в основном те, которые стояли в гавани, а мы успешно добрались до цели. . Ходил по многим морям и океанам, правда, до Антарктиды так и не добрался и вроде не собираюсь. Однако был даже на «таинственном острове», где происходят действия в одноименном романе Жюля Верна. Это остров Сен-Поль в южной части Индийского океана. По легенде,во время войны немцы зарыли там клад, и до сих пор действует даже запрет на копания. Остров вулканического происхождения, там даже деревьев нет, одна трава и кусты. Но присутствует неповторимая экзотика и таинственность.

В своих плаваниях пишу картины, но это только эскизы. Серьезные работы можно делать только в студии.

Знаете, некоторым путешествия приедаются. Есть у меня друзья немцы. Им в Африку ехать никогда не хотелось. Говорят, что мы там не видели? Руку протяни – тут тебе охлажденную кока-колу или стейк подадут. Зато в девяностых, когда мы с ними объездили всю Беларусь и европейскую Россию, то экзотика была ошеломляющая. Сейчас правда уже далеко не так. Все понемногу выравнивается.

Что у Вас в планах?

Скоро должна открыться выставка в Сувалках. Это родной город моей матери. Затем выставка в Мирском замке.  А вообще я  далеких планов не строю. Зачем? Мир стал таким, что можно все получить тотчас и в тоже время ни на что нет никаких твердых гарантий. Все сиюминутно.

Справка «ВГ»

Романас Борисовас — художник из Вильнюса. Родился в 1949 году. Много лет проектировал мебель, делал плакаты, визуальную рекламу, фирменные знаки, иллюстрировал книги. В 1988 отказался от дизайнерской профессии и стал свободным художником. Основной темой его творчества стала исчезающая архитектура Великого Княжества Литовского и Восточной Пруссии. Он написал больше 700 картин, более 70-ти персональных  выставок  в Германии, Польше, России, Австрии, Великобритании, США. А сейчас и в Беларуси.