«Мы должны заниматься искусством, а не торговлей» — Гродно наводит джазовые мосты с Америкой

Американский музыкант, минские джазмены Apple Tea и оркестр Гродненской капеллы сыграли вместе на сцене драмтеатра. Концерт прошел в среду, 15 февраля. Во время репетиции столичные артисты прояснили, почему перестали приезжать на фестиваль Grodno Jazz, а американский музыкант рассказал правду о белорусской публике.

Музыканты из Apple Tea и американец индийского происхождения Сачал Васандини приехали в Гродно из Минска в день концерта и сразу вышли на сцену, чтобы отрепетировать вечернее шоу. Сачал долго распевался, а клавишник Константин Горячий вместе с товарищами оттачивал музыкальную часть. В перерыве артисты пообщались с «Вечёркой».

Сачал, как началась история ваших долгих отношений с джазом?

— Впервые я услышал эту музыку в 6 или 7 лет. Мне понравился «вкус» джаза, ощущения от его звучания.

С чего рекомендуете начать знакомство с джазом?

— Еще мальчиком я наслаждался музыкой великих исполнителей: Фрэнка Синатры, Эллы Фицджеральд, Джонни Хартмана. Думаю, тот, кто услышит их музыку, влюбится в джаз. Кроме них, на мой музыкальный вкус влияли и поп-музыка, и рок-н-ролл.

Вы изучали экономику. Пригодились ли вам эти знания?

— Я изучал экономику совсем немного в колледже, но это не моё. Всю свою жизнь я посвятил музыке: пишу её, исполняю.

Вы впервые в Гродно. Где остановились? Что успели посмотреть?

— Я живу в Бостоне, а в туре по Беларуси — в автобусе (смеётся). Пару часов назад приехали из Минска. Разместились в гримёрке, не снимали номер в отеле. Сразу после концерта уедем. Я уже привык к такому ритму. Видел только Советскую площадь. Очень понравилась архитектура драмтеатра — необычное здание.

Что скажете о белорусской публике?

— О вашей стране есть много стереотипов. Белорусы совсем не угрюмые, как принято считать. Слушатели на концертах очень живые, они танцуют, поют вместе с нами.

Клавишник Константин Горячий из группы Apple Tea уже пятый год выступает вместе с Сачалом. Задавали вопросы и ему.

Константин, джазовые коллективы сегодня живут или выживают?

— Многие джазовые проекты некоммерческие. Поэтому музыкантам приходится заниматься другой музыкой. Тут кто во что горазд: выступаем на корпоративах, на свадьбах, участвуем в концертах классической музыки. Искусством стало заработать сложнее, но возможно. Джаз — серьёзная музыка, требующая кропотливой ежедневной подготовки. Задача музыкантов — стараться заниматься искусством, а не торговлей.

Несколько раз Apple Tea выступали на Grodno Jazz. Но в последние годы вы перестали приезжать к нам. В чём дело?

— Гродненский фестиваль совпадает по времени с фестивалем во Львове Alfa Jazz. Это одно из крупнейших событий европейского уровня, куда съезжаются звёзды джаза. Все, кто могут, стараются туда попасть: и музыканты, и слушатели. Поэтому наш выбор очевиден. Этим летом снова будем во Львове, а не в Гродно.

Как считаете, почему мировое увлечение джазом закончились примерно в 60-е годы прошлого века? Сейчас его слушают, но без прежних масштабов.

— Да, действительно, после Майлза Дэвиса в джазе не появилось настолько революционных музыкантов. Сегодня публика идёт слушать джаз, а не конкретного исполнителя. Но ценность этой музыки во всём мире не ослабевает. В Европе на концерты собираются тысячные сцены, билеты раскупают в первые дни после начала продаж. Разве это не интерес?

Два года назад вышел последний альбом Apple Tea. Над чем работаете сейчас?

— Стараемся больше работать с западными артистами. Налаживаем джазовые «мосты». Сыграли четыре концерта с Грегори Портером из Нью-Йорка. Теперь работаем с Сачалом Васандини. Рады, что можем работать с уровневыми музыкантами, не выезжая из страны. Работаем над новой пластинкой и занимаемся аранжировками с симфоническим оркестром. Смешиваем стили, готовим совместную программу.

Справка «ВГ»

Apple Tea — белорусская джаз-группа из Минска, которую часто называют визитной карточкой белорусского джаза. Коллектив создан в 1994 году, в 2012 году его наградили Национальной музыкальной премии Беларуси в категории «Лучший джаз-исполнитель».
Сачал Васандини — американский джаз-исполнитель индийского происхождения. Записал три альбома. С 2005 года зачислен в джазовый оркестр знаменитого Линкольн-центра.