Один в фастфуде не воин: как избежать ошибок при открытии кафе

Сегодня единственной службой доставки в городе, где можно заказать и попробовать WOK-макарошки, является служба «Суши&Вок» в кафе «Go-go пицца». Пока китайская лапша для нашего города — продукт новый и загадочный. Мы уже побывали на кухне, где готовят лапшу, и узнали, по каким принципам организован уникальный для города сервис. В очередном материале нашей «вкусной и полезной» рубрики основатель «Суши&Вок» Андрей Веленто — о подводных камнях на пути начинающего бизнесмена, о золотом правиле разделения труда и о том, как одна  ошибка обошлась в несколько тысяч порций лапши.

Опыт стоимостью в миллионы

В январе 2016 года ВОК-Макарики (тогда еще китайская лапша от «Go-go пицца» называлась так) медленно, но верно завоевывают сегмент лапши на рынке фастфуда. Спустя месяц после появления в день заказывают по три-четыре порции. В то время, как Андрей Веленто размышлял, как расширять новый для города бизнес, с ним связались представители аналогичной минской сети. Они заявили, что название китайской лапши и дизайн упаковки гродненских «Макариков» скопированы у них. После разбирательств минчане обратились в прокуратуру. В итоге весной суд признал гродненское кафе виновным и обязал выплатить солидный штраф в размере почти 30 млн неденоминированных рублей.

Некоторые выводы, актуальные для тех, кто задумал открывать собственное дело, можно сделать сейчас. По нашей просьбе Андрей Веленто на собственном опыте вспомнил историю судебных споров и дал молодым бизнесменам советы, как избежать ошибок по неопытности.

Для успешного бизнеса нужна команда

Запуск в Гродно первого сервиса доставки азиатской кухни сопровождался небывалой спешкой. Было решено во что бы то ни стало открыться 1 января 2016 года, однако в сроки не укладывались. На проработку самых важных элементов кулинарной новинки — название и дизайн упаковки — не хватало времени. Тогда сам директор кафе занялся этим вопросом.

— На рынок выходил совершенно новый продукт, естественно, хотелось дать ему интересное название. Из-за нехватки времени я просто вбил в поисковик фразу «названия макарон». Название «Макарики» показалось мне достаточно приемлемым, — вспоминает Андрей. — Потом задумались над оформлением коробочки. Печатать выходные данные и логотип прямо на упаковках было дорого. И тогда мы решили разработать наш стикер, который бы просто наклеивался на упаковку.  

На основании пары заготовок в спешке бизнесмен создал свой логотип: на круглом стикере было написано «ВОК-Макарики», фразы «Собери свой конструктор» и «Лапша и рис — любой каприз», а также телефон службы доставки. Вскоре выяснилось, что не одна только «Go-go пицца» использует подобные фразы и дизайн. Отсюда следует первый совет: «Не пытайтесь взгромоздить на свои плечи решение всех организационных вопросов, перепоручайте их. Четко разделите служебные обязанности. Поэтому лучше найти помощников и специалистов, разбирающихся в узких сферах».

Быстро — не значит хорошо

— Спустя месяц после запуска продаж лапши со мною связались представители минской фирмы с претензией. Без звонка и переговоров, они отправили письмо претензию с требованием убрать все элементы их товарного знака. Оказалось, две фразы, использованные нами в нашем логотипе, являлись составной частью товарного знака этой фирмы. Знак был официально зарегистрирован. В итоге мы использовали два элемента с товарного знака минской фирмы,  — рассказывает Андрей. — Сейчас я часто задаю себе вопрос: а почему так получилось? К этому привела моя невнимательность. Мелкая небрежность на начальном этапе запуска производства вылилась в такие громадные проблемы. Надо было нанять обученных людей, чтобы они разработали логотип, не пожалеть времени и денег.

По словам Андрея, «Go-go пицца» допустила оплошность, но попытки продаваться под другим брендом не было. И тем более не было желания заработать на чужом имени. Интеллектуальную собственность минчан использовали неосознанно и без материальной выгоды.

Отсюда второй совет: «Если вы ищите название для нового товара и хотите придумать оригинальный логотип, то в этом случае вам лучше обратиться к профессиональным дизайнерам. Всю информацию можно проверить в Центре интеллектуальной собственности. Лучше потратьте время на то, чтобы перестраховаться, чем получить иск в суд».

На деньги для штрафа можно накормить 2700 человек

 После получения претензии в первую очередь провели ребрендинг логотипа: чужие «ВОК-Макарики» заменили на «ВОК-Макарошки», а вместо слогана «Лапша и рис — любой каприз» написали другую фразу.

— Я понял, что использование данных фраз было ошибкой, и согласился с требованием минской компании. Мы убрали с коробочек все рекламные материалы в течение четырех дней. Однако минская фирма все равно обратилась в милицию, так как они требовали убрать наш логотип в течение двух дней. Сделав ряд тайных закупок с момента получения письма-претензии, собрав необходимые материалы, представители минской компании написали заявление в милицию, но там состава административного правонарушения не увидели, — говорит Андрей.

Но проблемы все равно не закончились. Вскоре минчане обратились в прокуратуру, а оттуда иск перешел в суд. На судебном заседании в мае было решено: взыскать с «Go-go пицца» штраф в размере 130 БВ или 2730 рублей. Андрей Веленто обжаловал решение суда, но первоначальное решение осталось в силе. Суд согласился с минской компанией и нашел схожесть данных товарных знаков до степени смешения.

— Что значит схожесть до степени смешения? Если все толковать непосредственно по закону, то есть вопросы. Ведь смешение — это совокупность  признаков, которые помогают сделать вывод о том, что один товарный знак и другой товарный знак принадлежат одному и тому же производителю. Милиция сделала один вывод, суд другой. Здесь нет однозначных ответов, так как наши товарные знаки не идентичны.

Для кафе такой размер штрафа неподъемен. Оборот лапши в октябре составлял всего 0,38% от всех заказов. В кафе даже рассчитали: чтобы полностью расплатиться, нужно продать 2700 порций. Сам Андрей считает, такое наказание несоизмеримо с проступком. Кроме того, санкция по этому правонарушению предусматривала материальную ответственность от 0 базовых величин (то есть кафе могли признать виновным без выплаты денежной компенсации). Но решение суда надо исполнять.

— Я как руководитель всю ответственность за случившееся беру на себя. Хочется добавить, что меня более всего огорчает даже не сама судебная система, а публичное высказывание некоторых вещей в мой адрес со стороны представителя минской компании. Я считаю, что это не этично и не профессионально — распространять в СМИ мою точку зрения, высказанную на судебном заседании, при этом искажая ее смысл.  Переходить на личности никак нельзя, хотя поверьте, мне тоже есть что сказать, — признается Андрей.

Третий совет: «Прежде чем начинать бизнес, нужно внимательно изучить законодательство в той сфере, где вы собираетесь работать. Узнайте своих конкурентов — их товар, их отличия, их рекламу».

Спаси Макарошки!

Сейчас Андрей Веленто пытается как можно скорее собрать необходимую сумму. Уже действует специальная акция «Поможем Макарошкам»: каждому, кто закажет нашу лапшу, получит VIP-карточки с бонусами на другие товары. По этой акции уже продано больше 20 порций лапши.

Раньше ВОК-Макарошки продавались в небольших количествах, однако после истории с чужим логотипом, о гродненской лапше узнали многие потенциальные клиенты. В неудаче с судом Андрей видит очередной вызов:

—  С одной стороны, мы получили неоправданно большой штраф и «прославились», а с другой — оказались в сложной финансовой ситуации. И это стимулирует нас работать усерднее и предпринимать интересные маркетинговые шаги. Наверно, это нам в плюс, что мы стали «шевелиться».

В тему

Как помочь кафе и стать vip в «Go-go пицца»

Для этого нужно позвонить по тел. +37529-555-1-666 или 77-09-89, произнести промо-код «Поможем Макарошкам» и заказать лапшу. После того, как клиент получит карточку «Очень важная персона», он может воспользоваться бонусами: минус 3 % на все суши, минус 10-25 % на спецтовары при заказе в самом кафе и минус 12 % при заказе на ВОК-Макарошки.