«Отряд самоубийц»: will you do the Fandango?

Человек-факел, человек-аллигатор и человек-гопник кукуют в секретной тюрьме, пока железная чиновница с глазами убийцы решает их судьбу на Важных Заседаниях с Серьезными Людьми. Формально во вселенной DC Comics Бэтмен с Суперменом лишь недавно отшалили свое, так что власти беспокоятся: кому чуть что притормозить следующего «супера», на чьей бы стороне он не был? Гопнику и аллигатору, очевидно.

 

Отряд самоубийц / Suicide Squad

 

Режиссер — Дэвид Эйр

В ролях: Уилл Смит, Марго Робби, Виола Дэвис, Джаред Лето, Юэль Киннаман, Кара Делевинь, Джай Кортни, Джей Эрнандес, Бен Аффлек

 

Человек-факел, человек-аллигатор и человек-гопник кукуют в секретной тюрьме, пока железная чиновница с глазами убийцы решает их судьбу на Важных Заседаниях с Серьезными Людьми. Формально во вселенной DC Comics Бэтмен с Суперменом лишь недавно отшалили свое, так что власти беспокоятся: кому чуть что притормозить следующего «супера», на чьей бы стороне он не был?

Гопнику и аллигатору, очевидно.

Из восхитительной абсурдности самой идеи (для позитивного Запада довольно свежей), что даже премерзкие личности могут сделать что-то хорошее, если их немножко накормить дистанционной взрывчаткой, мог получиться свежий ответ не только конкурентам, но и всему входящему в крутое пике жанру. С десяток лет покормив публику яркими и в меру неглупыми зрелищами, Marvel явно подустали. Серия «Людей Икс» теперь больше интересуется винтажными костюмами. Навязчивый и туповатый «Дэдпул» окупился сторицей просто потому, что плоско поиздевался над собратьями — и даже это показалось многим свежим глотком.

DC, безнадежно запоздав на этот клонящийся к закату праздник, пытаются нагонять, но страшною ценой. «Суперменов» Зака Снайдера общественность более-менее утрамбовала в грунт за чернильную мрачность и режущий глаз библейский пафос, причем второго — совсем недавно, весной этого года. Поэтому «Отряд самоубийц» срочно доснимали, переснимали, кромсали, пересшивали и снова кромсали. «Обыкновенному»  кино после такого — сразу в гроб, но клиповая, блочная структура комикса грубые стежки еще может пережить. И ведь почти пережила.

…если бы не режиссер. Дэвид Эйр чем-то осмысленным занимался в Голливуде лет 15 назад, когда писал сценарии. С тех пор он режиссирует, и в последние годы довольно беспросветно: если в военной «Ярости» был очень плох только финал, то «Саботаж» — худшее кино десятилетия, абсолютно кошмарный провал. Эйр тогда жаловался, что ему студия час сюжета на монтаже порезала, а фильм-то задумывался ого-го! Сейчас, видимо, начнутся схожие оправдания, отягощенные тем фактом, что перед премьерой Эйр в запале, поступив в лучших традициях лапидарной колхозной демагогии, зачем-то прилюдно послал на три буквы Marvel. Никакие студийные оковы и заморочки, на которые традиционно все жалуются, не отменяют того, что откровенно бесталанному человеку доверили и съемку, и сценарий не просто дорогой картины, но критически важной для развития новой киновселенной.

Что до прокатной версии — всё не так уж плохо, просто размах был на рубль, а удар откровенно вяловат. Руку на сердце, можно вместо похода в кино просто ограничиться парой трейлеров, если кто еще не видел: они бодрые, яркие, приятно пульсирующие и сообщают обо всех персонажах, кроме двух, ровно столько же, сколько и сам фильм. Полный метр же для нас был последовательно растоптан двумя братьями-акробатами: монтаж да дубляж. Первый пытается сделать кино эффектным и бойким, но постоянно пробуксовывает на диалогах: паузы, затянутые сцены, бараньи взгляды в пустоту. Пришли поиздеваться над потертым каноном, а сами ухнули в него еще глубже. Дубляж, вечный бич прокатного кино в СНГ, незатейливо и традиционно уничтожает половину смысла и две половины эмоций: знакомое еще по трейлеру “We’re bad guys” с неповторимой интонацией Харли Квинн превратилось в дубовое «Мы злодеи, так победим и живем».

Персонажи ходят по экрану китайскими болванчиками, иногда перебраниваются, иногда крошат сгустки глазастой грязи — такие здесь враги. Не хватает ни места, ни времени развернуться удачным находкам (чемодан из крокодильей кожи пытается острить; раскаивающийся мексиканец демонстрирует, почему в тюрьмах так усердно начинают верить в бога и пацифизм; австралийский вор-алкоголик — фанат My Little Pony). Разрекламированный Джокер — дешевый трюк, после трех столпов — Николсона, Леджера и Марка Хэмилла — этот эпизодический железнозубый кривляка никуда не годится. Харли на его фоне смотрится не только каноничнее, но и попросту куда живее — хотя, казалось бы, кто тут король психопатов.

В недостатке сумасшедшинки, в сущности, главная проблема «Отряда». На интересный сюжет надежды и не было, технические огрехи можно пережить, в плане экшена — каждому свое. Но тут и персонажи, и промокампания просто вопили о кислотной, неоновой, невменяемой вечеринке, на которую зрителей, так и быть, одним вечером пригласят. Ан нет, мы снова в темном городе среди темных пролетов темных лестниц в темных зданиях, слушаем вялое бурчание суперзлодеев-пенсионеров. Есть буквально пара сцен, вроде купания Джокера и Харли в чане с кислотой (отсылка к происхождению безумного клоуна), которые остались из того психоделического, мрачно-волшебного варианта, якобы уничтоженного переделками. В итоговом фильме, естественно, эти сцены излишни. 

Помимо отличного саундтрека, увенчанного «Богемской рапсодией», безупречна здесь только жесткая героиня Виолы Дэвис, главное, как оказывается, зло в фильме — и нет, она не пускает черных щупалец из рук. Просто она несгибаемая, абсолютно беспринципная high-class чиновница-манипуляторша, чьи авантюрные, спорные и страшные решения приводят к своеобразным и непрогнозируемым результатам. Если бы фильм делал упор на это, получилось бы очень интересное уравнение на тему «социальное зло против зла институционального», которое прикладывай хоть сейчас хоть куда, и неизвестно еще, кто «победит».

Но и в нашей, и во вселенной DC всё как обычно: «главное, чтобы костюмчик сидел», рутина, фастфуд, потенциал.

 

Фильм можно увидеть в гродненских кинотеатрах. Расписание сеансов — в нашей афише.


Читайте также: полный список обзоров