Пока на Ленина пели «Хава нагила», на Советской танцевали «Польку» – о народных гуляниях в первый фестивальный вечер

Праздничный салют на фестивале национальных культур начался на 25 минут позже, чем по было запланировано в программе. Во время ожидания гродненцы согласились попозировать для телевидения и изобразить «активную публику».

Вечером, после того как закрылись подворья, народ сосредоточился на двух площадях. На площади Ленина выступал Александр Воронище с балалайкой. Казалось, на этом русском народном инструменте он может исполнить всё: от «Катюши» до Rammstein и American Boy. Его выступление сопровождали девушки-танцоры, которые дополняли выступление артиста то восточными танцами, то балалайками.

Часть публики превратилась в «коников»: молодежь садилась на плечи друг другу и качалась в ритм музыке. Звуки из колонок, казалось, сотрясали внутренние органы. Человек не замечал, как сам непроизвольно начинал пританцовывать вместе с этим колышущимся морем людей. Отдыхающие свистели и подпевали. А ведущий вновь и вновь задавал вопрос о хорошем настроении и переспрашивал, несмотря на гулкое согласие:

– Я один ничего не слышу?

На массовой дискотеке то там, то тут маячили розовые ушки на обруче, светящиеся короны на головах и абсолютно серьезные лица. Некоторые в последний раз, видимо, виделись на прошлом фестивале.

– Не женился еще? – уточнял один приятель у другого, столкнувшись в толпе.

– Нет пока, я тут с друзьями, –  то ли с оправданием, то ли с облегчением отвечал тот.

Два потока непрерывно двигалось по Советской улице: с площади Ленина на Советскую площадь и обратно. В 23:00 вдоль улицы Советской все еще можно было купить панамки от солнца, сладкую вату, украшения и даже искусственные рога оленя вместе с его головой.

Не обошлось и без «маленьких разочаровний». Например, запланированное возле молодежного центра «Гродно» «Тесла-шоу» не состоялось по техническим причинам. Зато отдыхавшие здесь на лавочках и стульях могли послушать добрые детские сказки, записи которых «крутили» здесь пока шла подготовка аппаратуры.

Концерт на Советской площади защищали турникеты: людей пропускали через три пункта на улицах Советской, Карла Маркса, Замковой.

Здесь публику развлекали кандидат на конкурс «Евровидение» этого года минская группа Navi с песней «Гэта зямля», участник «Евровидения» прошлого года Юзари, едва не погрузивший собравшихся в транс низкими басами своих музыкальных произведений. Саша Немо исполнил всего одну песню, попытался «раскачать Советскую» участник многочисленных международных музыкальных и юмористических шоу Виталий Воронко, который больше знаком публике как «человек-баян», но по-настоящему «зажгли» народ своей легендарной «Полькой» ансамбль «Сябры» во главе с Анатолием Ярмоленко. Алексея Хлестова собравшиеся на площади также встречали очень бурно и артист их не разочаровал. Армянский ансамбль «Эребуни» показал один из самых красивых народных танцев ярхушту, напоминающий боевое искусство. «Чистый голос» спел еврейскую песню «Хава нагила», под которую, к слову, на площади Ленина несколькими часами ранее был исполнен зажигательный танец с участием едва ли не всех присутствовавших на площадке людьми – не остались в стороне даже те, кто отдыхал в арт-кафе, раскинувшимся под открытым небом.

В этот вечер в городе до глубокой ночи звучали песни на языках разных национальностей, живущих в Беларуси.

Однако с наступлением полночи салют, как заявлялось в программе фестиваля, не прогремел. Ведущий концерта ничего не объяснил собравшимся. Вместо этого он предложил гродненцам записать «перебивки» для телевидения:

– Вы знаете, что этот концерт транслируется по национальному телевидению, – начал конферансье. – Давайте покажем, что Гродно – самый активный город в Беларуси. Покажите, как вы умеете улыбаться, веселиться, аплодировать. По моему сигналу начинайте аплодировать и не останавливайтесь.

Народ послушно зааплодировал громче, чем обычно, а голос в микрофоне все время просил «Еще, еще, не останавливайтесь!»

– А теперь представьте, что на сцену выходит артист, — продолжил эксперимент ведущий. – Когда я подниму рацию, вы начните аплодировать, а когда опущу, перестаньте.

Зрители выполнили и эту просьбу.

– Над нами такое звездное небо. Мы можем создать его на этой площади. Достаньте и включите свои мобильные телефоны. А теперь качайте ими вместе со мной из стороны в сторону в таком ритме, — продолжил голос со сцены. – А теперь немного медленнее.

Многие отдыхающие согласились и на это. «Особенно активный левый сектор», – от метил ведущий.

Последняя просьба состояла в том, чтобы записать звук, а не изображение аплодисментов:

– Аплодируйте, как в первый раз, но я не буду говорить «еще, еще», а только буду показывать рукой.

В это время собравшиеся на левом берегу Немана люди, в ожидании праздничного фейерверка, уже начинали нервничать, некоторые не выдерживали долгого дня, проведенного в гуляниях по подворьям и танцах на площадях, и уходили домой. Однако, несмотря на позднее время, многие были с маленькими детьми и даже грудничками.

Салют начался неожиданно в 00:25. На десять минут Советская площадь, прилегающие к ней улицы и те, кто собрался на улице Горновых, застыли в неподвижности, глядя на небо около драмтеатра.

После фейерверка большинство людей ушли с праздника. Кстати, общественный транспорт в эту ночь работал по «праздничному» расписанию, поэтому даже после часа ночи гродненцы все еще могли уехать на автобусе или троллейбусе, а не добираться домой пешком.