Крещение на Юбилейном: вместе с православными в озеро окунались католики

Окунание в иордань на Юбилейном озере превратилось в настоящий экстрим. К православным верующим в праздник Крещения Господня присоединились католики, «моржи», да и просто любители ярких эмоций. Действо, по современному обычаю, фиксировалось на множество фотокамер мобильников и планшетов.

— Ах, мои хорошие! Какие же вы смелые! — причитала женщина в пальто, проходя мимо группки молодежи, готовящейся к окунанию.

— Рано разделись — замерзнут, — сочувственно добавил пожилой мужчина.

Сотни гродненцев около проруби на Юбилейном озере разделились на тех, кто в куртках и шарфах, и тех, кто в плавках и сланцах.

— И не холодно сегодня, — смело заявил парень в белом банном халате, будто только что вышел из ванной.

— Да, нормально, — согласилась с ним, сдерживая дрожь, девушка в цветном халатике.

Молодая пара собралась окунаться впервые. Для Сергея и Ольги этот обряд символизирует очищение от грехов и дурных мыслей.

— Надеюсь, не заболею: от такого не болеют, — улыбается девушка.

Парень с деревянным ожерельем из 500-летнего кедра на шее — католик. Он тоже отмечает православный праздник погружением в «целебную воду».

Александра в валенках и водозащитных очках заразили окунанием друзья.

— Чувство — как в Арктике, будто холодом обмываешься, — говорит он. — Смысл скорее в духовном преображении, чем в физических ощущениях. Я католик, при этом сейчас вместе с братьями по вере.

 

 

 

 

 

 

 


Многие собравшиеся объясняют решение окунуться тем, что хотят очиститься. «Для веры», «для здоровья», «для души» — таковы мотивы. При этом во время богослужения переговариваются между собой и не крестятся в нужных местах молитвы. Оказывается, не все были с утра на службе в храме.

Отец Сергий Цвирко, который традиционно молится на Юбилейном в Крещение Господне, немного удивляет верующих.

— Окунание не очищает от грехов. Если кто пьет кровь своих домашних и ближних, то его грехи останутся с ним. Не делайте гадостей, а только добрые дела, — наставляет священник, а его метафора вызывает одобрительный смех у прихожан.

Батюшка завершил богослужение, освятил иордань, и первые смельчаки с крестным знамением пошли в воду.

Кажется, что для некоторых гродненцев этот обряд сродни экстремальным видам спорта. Новички выходили с громким уханьем и возгласами «супер!» и, заметно дрожа, торопились к раздевалкам. Более опытные возвращались неторопливо и не спешили одеваться — укрывшись лишь полотенцем, наслаждались ощущениями. Некоторые, кто прибыл в компании, заходя в прорубь, позировали на камеры друзей.

От застывшего водохранилища повеяло ледяным холодом. Даже те, кто в полном зимнем «обмундировании», начали притаптывать — замерзли ноги.

— Сейчас вообще не холодно. Чем крепче мороз, тем лучше ощущения, — убеждает только что вышедший из проруби мужчина.

 

 

 

Юлия окунается с шестнадцати лет, в этом году — в четвертый раз.

— Первый раз страшно было, — вспоминает девушка. — Но меня на такие поступки мама всегда подвигает. Сегодня со мной впервые окунутся семилетний брат и подружка. Я никогда не болею после такого.

В этот день у Юбилейки в купальном костюме можно встретить совершенно разных людей: студентов и пенсионеров, военных и милиционеров, спортсменов и рабочих, женщин и детей, католиков и православных, приезжих из России и обычных гродненцев.

Известный в городе диджей Модно, Андрей, окунается около десяти лет.

— Многие мои друзья придут попозже, — поясняет он. — Для меня было важно попасть на богослужение. Я православный, но, к своему стыду, незнаком со всеми традициями. В семье не было принято ходить в церковь. Но большие праздники отмечаю.

Для Ирины, женщины средних лет, в сорочке-вышиванке, надетой вместо купальника, такое действо не впервой.

— Для меня это возможность начать что-то вновь, почувствовать радость жизни. Мы привыкли жить стереотипами: зимой холодно, летом горячо, без денег — плохо, — размышляет она. — Мне праздник Крещения помогает очистить зрение и увидеть, что можно окунуться в мороз, что можно поделиться материальным богатством с другими, что можно начать делать то, чего раньше никогда не делал.