Прошлое и настоящее встретились на балу в Мирском замке: гости танцевали полонез и постили фото в Инстаграм (фото, видео)

– Добрый вечер, мисс! Разрешите пригласить вас на вальс, – молодой человек во фраке и галстуке-бабочке протягивает девушке руку. – С удовольствием, – отвечает она и кланяется. Пара проходит в середину зала, вступает оркестр – и кавалер кружит свою даму.

Бал девятнадцатого века ожил в Мирском замке вечером 8 января. Гости прибывали на вороных «Тойотах» и гнедых «Маздах». Их встречала хозяйка замка – сама княгиня Леонилла Витгенштейн. Шурша пышным платьем из парчи, она целовала дам и кокетливо пожимала руки кавалеров.

– Как добрались?

– Непростая была дорога, сильная метель, – замечает пожилая чета из Минска. Они были здесь год назад и даже стали лучшей парой вечера.

– Мы любим балы, не пропускаем вечера в Минском Большом театре. В Мире нам нравится камерность балов, их домашняя атмосфера. Здесь для каждого находят время и внимание, – говорят минчане.

Бальный зал распахнул двери для сотни дам и кавалеров в 19.00. Публику приветствовали князь Лев Витгенштейн, его супруга Леонилла и трое их детей. Роль княгини играла директор замка Ольга Попко.

Гости вели себя несколько скованно, но всякое стеснение прошло едва только зазвучали скрипка и виолончель.

Мсье Алексей Киселев, балетмейстер вечера, учил гостей танцевать вальс, полонез и польку-тройку. Многие танцевали хорошо и без подсказок маэстро.

 – Я специально перед балом взяла несколько уроков по классическим танцам, – говорит девушка из Бреста. – Не хотелось весь вечер простоять у стенки. Но сейчас вижу, что даже если бы приехала без опыта, то быстро научилась бы всему.

– Раз-два-три, левую ножку вперед, присели, раз-два-три, правую вперед, присели, – мсье Киселев разучивает с гостями польку-тройку. Этот танец очень понравился дамам: ведь нужно меняться кавалерами.

Немного труднее было научиться танцевать вальс.

– Мы только однажды вальсировали: на школьном выпускном, – смеются парень и девушка. – Я уже отдавила ему все ноги!


Гостям рассказали о языке мушек – черных пятнышек, которые девушки из позапрошлого столетия клеили на лицо, чтобы подать знак кавалерам. Например, мушка внизу левой щеки означала признание в любви, а приклеенная на правую щеку показывала страстную натуру.

Устав танцевать, дамы присаживались на стулья, опирались на французский камин семнадцатого века – и нет, не обмахивались веерами, хотя они были у них, а доставали смартфоны, чтобы позвонить maman или написать ma chère amie (милой подруге) «Вконтакте».

После двухчасовых танцев все отправились на фуршет – с третьего этажа на первый ехали в лифте. В коридорах сверкали вспышки фотоаппаратов: гости хотели сохранить волшебный вечер не только в памяти, но и на фото.

После нескольких фужеров шампанского княгиня пригласила гостей на экскурсию по ночному замку. Темные залы, подсвеченные одним только фонарем экскурсовода, напомнили о сюжетах «Дикой охоты короля Стаха»: казалось, воздух пропитан тайнами, а стены смотрят десятками призрачных глаз. Экспонаты оживали в воображении. Вот скачет рыцарь в тяжелых доспехах, за спиной у него шелестят двухкилограммовые крылья – звук пугает лошадей врага. У окна грустит красавица Стефания Радзивилл. Скрипят половицы: этажом выше мучается от бессонницы князь Витгенштейн.

«Призрак» Стефании, которая умерла совсем молодой – в 22 года – явился гостям. Сияя, в белых одеждах, она возникла в окне, а после растворилась в стенах замка. «Призрака» провожали аплодисментами.


Вдохновленные прошлым Мирского замка, гости вернулись в бальный зал. Еще полтора часа они танцевали уже известные полонез, польку-тройку и вальс. Дамы и кавалеры сыграли в жмурки и фанты – любимые забавы девятнадцатого столетия.

Ровно в полночь прозвучала последняя нота – и князь с княжной объявили бал закрытым.

– Скорее в карету, пока она не стала тыквой, – послышалось в толпе. – Вернемся через год.