Машина времени: история гродненских оркестров

Представляем читателям небольшое исследование о музыкантах и капеллах, которые еще в XVI веке услаждали слух королей и горожан. Обзор «музыкальных» событий составлен в хронологическом порядке. Итак, кто, что, где и когда...

 

1543 г. — создана «Литовская капелла» при короле Сигизмунде I Старом и его женах Барбаре Запольяи и Боне Сфорца.

1570 г. — упоминается об оркестрах шести гродненских ремесленных цехов с 25-ю профессиональными музыкантами.

1635 годом датируется изображение балалайки на фресках Францисканского костела на Краснопартизанской улице, 24. Что говорит — балалайка использовалась гродненскими музыкантами, в том числе и при королевском дворе.

1707 г. — открыта иезуитская капелла при школьной музыкальной бурсе (ныне территория тюрьмы № 1), в 1773 г. в ней насчитывалось 11 инструментов: труба, валторна, орган, скрипка, басетля, квартвиола, флейта, барабан, клавикорд, альт и колокола.

1730 г. — музыканты, «в разных местах расставленные», играли, когда приезжал в Гродно виленский воевода Михаил Вишневецкий.

1737–1738 гг. — под звуки капеллы проходил рекрутский набор королевской войсковой комиссии.

1751 г. — огромная Слуцкая капелла Г. Ф. Радзивилла играла на пышном приеме в его честь, а Несвижская капелла М. К. Радзивилла сопровождала магната, его свиту и гостей на охоте и во время бала «с танцами до полуночи». Янычарская капелла Г. Ф. Радзивилла участвовала в параде, устроенном в честь гостей, а в 1752 г. — перед его дворцом в Гродно.

1754 г. — капеллы на башнях костелов и монастырей сопровождали музыкой и пением въезд в город князя Юзефа Масальского.

1768 г. — капелла Янычарской хоругви ВКЛ — военный оркестр, в котором использовались 5 сурм, 6 больших и малых барабанов, 3 тулумбаса, 3 пары медных тарелок, шест с перекладиной, увешанной колокольчиками, флейты и гобой. Музыка отличалась диким, резким, шумным характером.

1765–1780 гг. — создана капелла А. Тызенгауза — надворного подскарбия ВКЛ. Сам подскарбий написал для нее мессу и кантату, владел богатой коллекцией струнных музыкальных инструментов.

1765–1780 гг.— капелла графа Антония Тызенгауза, известная в ВКЛ, Речи Посполитой и баварском городе Мангейме, стала основой для Варшавского национального театра. Играла на балах, во время костельных богослужений, на торжествах, сопровождала выступления артистов в опере А. Гретри «Великолепный», в комедии «Севильский цирюльник» П. Бомарше, балетов Г. Петинетти. В капелле играли композитор и капельмейстер К. Аббате, чех Эндерле и местные музыканты – капельмейстер и скрипач Л. Ситанский, Т. Вежболович, Л. Кушелевский, Я. Насулевич, Д. Пташинский, а также крепостные: П. Станковский, Ф. Янковский, А. Тумин (всего от 22 до 79 исполнителей, 8 «хлопцев», т. е. учеников).

1793 г. — сеймовые торжества не проходили без оркестров.

1794 г. — сопровождали шествие пленных повстанцев Т. Костюшко.

1795 г. — создан роговой оркестр (инструменты этого оркестра были сделаны из рогов животных, и только музыкант по фамилии Беня играл для короля на «гармонике»).

Последняя четверть XVIII века — капелла Второго пешего полка Великой булавы ВКЛ (кларнет Л. Карпинский, 2 трубы — Я. Пионтковский и Я. Ситковский, фагот — А. Радзишевский, 2 гобоя — Я. Версейский и М. Савачинский, капельмейстер — Г. Федоровский).

XIX век — продолжение традиций и новые веяния в музыке. Военные оркестры квартировавших в Гродно полков сопровождали парады, выступали в парке, на улицах и площадях во время народных гуляний, на балах и торжествах, на вокзале.

1840–1914 гг. — популярны оркестры и хоры гродненской мужской и женской гимназий.

1905 г. — в Гродно созданы три хора (два военных и один пожарных), которые пели в сопровождении духовых инструментов.

1944 г. — в Гродно создан ансамбль песни и танца Г. Р. Ширмы, с 1952 г. ансамбль стал Государственной академической хоровой капеллой БССР в Минске.

1960-е — существовала традиция: на вокзале поезда встречали и провожали музыканты, исполняя «Прощание славянки». Музыка сопровождала отъезд молодежи на комсомольские стройки, а в ресторанах в моде был джаз. Оркестры играли зажигательное «Я иду по Уругваю, ночь хоть выколи глаза». Жаль, что сегодня эпатажный «Рояль» (больше известный как «Белосток») не действует…