Смотрите, кто уходит. Генеральные консулы Литвы и Польши дали интервью «Вечёрке»

В августе практически одновременно заканчиваются сроки дипломатической миссии генеральных консулов Литвы и Польши в Гродно. Какими были для дипломатов годы работы, что приобрели они на нашей земле и что увозят с собой — Аушра Чернявичене и Анджей Ходкевич рассказали в интервью «Вечёрке».

Фото Сергея Людкевича

Анджей Ходкевич: «Польское консульство — это не только визы и карта поляка»

— Думаю, самый важный для меня момент за пять лет работы в Гродно, это ремонт и расширение помещения Генерального консульства. Мы создали хорошие условия не только для сотрудников, но и, прежде всего, для наших белорусских клиентов. Теперь мы имеем удобный визовый зал, оборудованные комнаты для переговоров. Все функционально и элегантно. А концепция оформления интерьера уводит к истокам, напоминает, что у нас общая история, общие корни.

Конечно, это начало дороги. Мы планируем открыть в другом крыле небольшой кинозал, он будет востребован.Важный момент — за это время мы стали своеобразным домом культуры, организаторами больших культурных событий: таких как концерт Натальи Немен, группы «ЗакоПауэр», польских джазменов. Получились у нас встречи польских и белорусских историков, которые проводили дискуссии об общих исторических датах и событиях начала XX века. Консульство в Гродно — это не только визы и карта поляка, это еще и широкая культурная деятельность, причем востребованная людьми. Горожане ждут польских презентаций, каждый приезд театров, артистов проходит успешно.

Корр.: Какие были сложные моменты в работе?

— Самыми нервными стали события, связанные с польским меньшинством, когда проходили судебные процессы над гродненцами — этническими поляками Анджеем Почобутом и Вероникой Себастьянович. Это не было драматическим для самих персон, но знать, что перед прокуратурой стоят соотечественники и со спорными обвинениями сложно.

Корр.: Важными темами для переговоров между Польшей и Беларусью в последние годы — безвизовый въезд и открытие малого приграничного движения. Но вместо упрощения усложнилась сама процедура получения визы, теперь к пакету документов добавились отпечатки пальцев.

— Мы просто выполняем требования стран группы Шенген, где биометрия — одно из условий для получения визы. Однако мы стараемся сделать более комфортными условия получения визы. До конца осени в Гродно и Лиде должны открыться визовые центры. Позиция Польши по поводу безвизового въезда для Беларуси остается однозначной: мы за отмену визового режима в целом. Что касается малого приграничного движения, то пять лет назад было подписано соглашение, сегодня мяч на белорусской стороне. Думаю, причины экономические — слишком много белорусов совершают покупки в Польше.

Корр.: Что вам запомнилось помимо работы?

— Путешествия по Гродненщине. Часть из них была связана со служебными делами, но и совпала по интересам. Одна из обязанностей консула — опека над захоронениями , памятниками польских военных. Поездки способствовали и туристическому узнаванию Беларуси. Теперь я могу путешествовать самостоятельно. Самоебольшое впечатление на меня произвели разлив Припяти весной и Браславские озера. В гродненском регионе я люблю земли Новогрудчины и живописные околицы Ошмян, очень красива долина Немана в районе Любчи. И, конечно, сам Гродно.

Корр.: Что вам будет напоминать о нем?

— Несколько картин авторства гродненских художников. Я считаю Гродно центром культуры, здесь живут прекрасные художники, графики, и я рад, что мне удалось приобрести несколько работ.

Корр.: Появились в Беларуси какие-то новые привычки?

—Я бы сказал, что у вас есть своя гродненская кухня, здесь удивительно хорошо делают салаты. Такая прекрасная самая разная смесь ,как с овощами — так и с мясом. И даже один и тот же салат, например, «Папараць-кветка», каждый раз по вкусу другой. Я всем, кто приезжает в Гродно, советую попробовать гродненскую особенность — салаты, и еще никто не разочаровался.  

Корр.: Кстати, Гродно не показался слишком маленьким после Варшавы?

— А зачем грустить по поводу большого города, забитого автомобилями?

Аушра Чернявичене: «Я оставляю город друзей»

Можно отметить, не так важно, что конкретно было сделано за четырехлетний период. Но каждое мероприятие привлекает много людей, и потом они становятся твоими друзьями, начинают любить твою страну. За четыре года в Литву стали больше ездить, это видно по количеству выданных виз. А значит, больше людей получили возможность посетить страну, познакомиться с соседями, поучиться друг у друга. И уже есть результаты. В Гродно строится свой «Акрополис», развивается бизнес. Я думаю, всё это соседские чувства и все четыре года они меня не покидали, мне было очень комфортно.

Корр.: Что же стало самым важным служебным делом для вас?

— Очень большим впечатлением в моей деятельности стало председательство Литвы в Совете ЕС. Хотелось поделиться этими возможностями и порадоваться событиям, донести их до людей, которые нас окружают. Конечно, важная часть — организация культурных событий. Удачным стал наш опыт с концертами джазовых коллективов, с многочисленными выставками, пленэрами. Вот и сейчас мы готовим пленэр резчиков в Коробчицах. Он проходит не первый год.

Корр.: Есть еще один большой проект, который остается вашему последователю, — это новое консульство Литвы на улице Василька.

— Архитектурный проект уже прошел согласования в Минске. Там определили, что консульство впишется в фон старого города. Теперь согласования продолжаются на местном уровне.  В этом году пройдет тендер на строительство. По правилам ЕС это будет скорее всего литовская компания, а вот подрядчиком могут стать и местные специалисты. Если все будет хорошо, в этом году начнется строительство.

Корр.: Появились ли у вас в Гродно новые привычки и что будет в Вильнюсе напоминать вам о Беларуси?

— Наверное, какие-то новые привычки появились. В последнюю неделю езжу на работу из Друскининкая и понимаю: чего-то не хватает. Но чего именно? Для меня это уже вторая ротация, и я привыкла, что работаешь и не смотришь на часы. Когда войдешь в тему, хочется все закончить, а уже поздний вечер.

Из Гродно я уезжаю ну просто с грузовиком хрустальных вещей. В быту, вероятно, возвращаюсь к тому, что любили наши родители. У меня есть всё — от хрустальной миски до больших ваз. Как женщине, мне нравятся ваши льняные изделия: одежда и наборы для столов. Качество прекрасное, и все экологическое.

Корр.: Четыре года в Гродно вы были примером элегантности, как вам удается сохранять фигуру и стиль?

— Большого секрета точно нет, это гены. Моя мама прекрасно выглядит, ей почти 80 лет. Но ей ее годы не дают. Впрочем, как и мне. Кроме того, есть распорядок дня, лучше его не нарушать. Хотя можно иногда позволить себе и вольности.

Я себя сильно не ограничиваю. Однако обязательно делаю утреннюю зарядку. Еще с первой своей каденции в Польше меня познакомили с пятью упражнениями тибетских монахов. Они очень простые, но участвуют все мышцы. С тех пор прошло 15 лет, и каждое утро по 20 минут я их выполняю. Что же касается стиля, мое — это классика. Хотя иногда хочется сделать шаг в сторону, обычно очень маленький шажок. И еще спина должна быть прямой, а позвоночник твердым.