Актер Сергей Куриленко о ролях в сериале, списанных спектаклях и о том, почему в театре не стали ждать мэра

Одна из недавних ролей, которая запала в душу многим театралам, — Акакий Башмачкин в трагикомедии «Шинель» по Гоголю. В жизни актер Сергей Куриленко такой же искренний и доверчивый, как его персонаж. Правда, всегда с улыбкой.

Спектакль «Шинель» режиссера Петра Домбровского, где вы сыграли главную роль, занимает вторую строчку в рейтинге зрителей после знакомой всем комедии «№ 13». Что для вас это значит?

— Я не вижу, чтобы народ ломился. Не все хотят идти на классику, не все ее любят — может, это и ненормально, но так сложилось. А здесь еще и Гоголь, еще и серьезно! Там есть юмор, но основная история драматична. На «№ 13» зрители ходят, потому что там можно посмеяться, ни о чем не думать и уйти, собственно, не задумываясь. (Улыбается.)

Что есть общего между вами и вашим персонажем Акакием Акакиевич? Насколько эта история сейчас актуальна?

— Здесь вопрос в нашей ментальности. У нас всё строится по ступенькам: когда начальник на девять голов тебя выше, говорят, это большой начальник. Для меня было событием, когда я увидел, как к руководителям относятся в Германии. Мы были на гастролях в небольшом городке Миндене, и мэр должен был выступить перед спектаклем. Когда время подошло выходить на сцену, мы, белорусы, стоим и ждем бургомистра, а немцы говорят: «Начинайте, зритель уже ждет. Это не наши проблемы, что мэр опаздывает». И тут я подумал: боже, какие мы! (Смеется.) В этом смысле мы все Акакии…(Кивает.)

Ваш первый спектакль «Тарас на Парнасе» списали из репертуара. Почему так?

— Зритель не идет! Есть какая-то беда: если спектакль на «роднай мове» — проблема продать билеты. Удивительно, что столько лет все еще жива «Камедыя пра нешчаслівага селяніна». Правда, ее уже несколько раз списывали и снова восстанавливали. (Улыбается.)

Большинству зрителей вы известны как актер. Но в последнее время ставите два спектакля в год. Как себя оцениваете на режиссерском поприще? И что вам говорит жена — актриса театра Валентина Харитонова?

— Когда шел в режиссуру, думал, что у меня всё получится. Сейчас иногда говорю себе: зачем я здесь? Никогда не получается на сто процентов. Моя жена часто говорит: «Ой, так здорово», а я вижу много проблем. Нет ничего хуже художника с «золотыми» глазами. Жене слишком многое нравится — боюсь, это предвзятое отношение. Я, наоборот, к ней слишком строг, тоже с перебором. (Улыбается.) Если кому-то из актеров могу не сделать замечание, то ей — обязательно.

Как складываются отношения на репетициях, когда Валентина участвует в ваших спектаклях?

— Во время репетиций она со мной говорит даже на вы. Я ей — Валя, она мне — Сергей Владимирович. Старается соблюдать иерархию, это опять-таки про Акакия. (Смеется.)

Многие считают, что актер зависим от режиссера. Вы по этой причине решили уйти в режиссуру?

— Часто артисты бывают очень мощно зажаты режиссером — так, что внутри шевельнуться невозможно! Мне кажется, я даю простор. (Улыбается.) Для меня нормальный творческий процесс, когда актеры тоже сочиняют спектакль, постановка тогда получается богаче.

Знаю, что вы снимались в кино. Расскажите об этом опыте? Не было соблазна уйти в сериалы и хорошо зарабатывать?

— Лучше про это не говорить. (Махнул рукой.) Это кошмар — нас приглашают туда, чтобы заткнуть дыры. К примеру, в Минске сериал снимается два года и каждый день нужны новые лица. Когда столичных актеров не хватает — зовут нас. Это способ зарабатывать деньги: за один съемочный день получаешь месячную зарплату. Но я редко снимаюсь — служу театру. В сериалах есть финансы, но творчества там нет. Многие молодые актеры стремятся туда, чтобы прославиться, но главные роли в сериалах исполняют московские артисты.

Справка «ВГ»

Сергей Владимирович Куриленко родился в городе Сафоново Смоленской области в 1956 году. Окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт (1980); Академию переподготовки работников искусства, культуры и туризма в Москве по программе «Режиссура драматического театра» в 2011 году. В Гродненском областном драматическом театре работает с 1980 года. Сергей Куриленко — заслуженный артист Республики Беларусь, имеет нагрудный знак «За вклад в развитие культуры Беларуси». За свою карьеру он сыграл более 70 ролей в театре и создал 12 спектаклей.