Судьба чудотворной иконы, список которой хранится под Брестом, остается тайной

К этой иконе прихожане Свято-Симеоновской церкви в Каменце относятся с особым почтением. Ее список, хранящийся в храме, не являл еще миру чудес, которыми славилась Каменецкая-Русская икона Божьей Матери. Но история явления списка знаменитого образа, окутывающее его множество тайн и загадок позволяют нам почувствовать некий промысел свыше, управляющий событиями.

Княжеский дар

Известно, что в 1276 году волынский князь Владимир Василькович заложил город Каменец и построил в нем оборонительную башню — известную всем Белую Вежу. Историки предполагают, что город вырос не на пустом месте: там уже было небольшое поселение, основанное отцом князя Васильком Романовичем в 1250 году, и на месте имевшейся там деревянной церкви князь построил на горке Кладуча новую, каменную церковь — Благовещенья Пресвятой Богородицы. В нее и передал богатые дары: золотые сосуды, книги, «воздвижальный» крест и икону Богородицы в драгоценной ризе.
По всей видимости, икону, которой суждено было стать Каменецкой-Русской, потом — Каменецкой-Литовской и, наконец, Каменецкой иконой Божьей Матери, написал сам Владимир Василькович, человек образованный и набожный. По крайней мере, точно известно, что он был искусным иконописцем. Потом икона была перенесена в княжескую Рождественскую церковь, где и хранилась вплоть до страшного пожара 1797 года, уничтожившего церковь дотла. А вот икона чудесным образом уцелела. При разборе пожарища ее обнаружил один из горожан и посчитал за чудо, что образ почти не пострадал в огне — лишь его обратная сторона частично обуглилась и закоптилась.

Сведения о дальнейшем месте пребывания иконы крайне противоречивы и запутанны. Однако известна точная дата (1897 год), когда в ее судьбе происходит новый поворот.

К императору на поклон

В то время в Каменецком Свято-Симеоновском храме служил Лев Паевский, личность во всех отношениях незаурядная и разноплановая. Он увлекался археологией, в свободное время занимался историческими изысканиями и потому с большой тревогой следил за состоянием древней Каменецкой башни, которая разрушалась на глазах. Да и собор, в котором служил Паевский, сильно обветшал, требовалось строить новый. Обращения в губернские и уездные инстанции с просьбой помочь никакого результата не дали.

И тогда Паевский отправился прямиком… к императору. 5 сентября 1897 года в свою резиденцию в Беловеже приехал Николай II, и, бог знает какими путями, Паевский добился у него аудиенции. Подготовился к ней основательно, «вооружившись» старинными документами и взяв с собой драгоценную Каменецкую-Русскую икону Божьей Матери. Он был так убедителен, что сумел заинтересовать государя. В конце аудиенции Паевский встал на колени перед императором, воздев чудотворную икону над головой. Растроганный монарх с благодарностью принял этот дар, дав согласие на реставрацию столпа и строительство храма и пообещав выделить на эти цели 50 000 рублей золотом. Деньги по тем временам, прямо скажем, огромные. Изыскать их смогли не сразу. Лишь в 1903–1905 годах была проведена реставрация вежи, а в 1912–1914 в ознаменование 300-летия династии Романовых в Каменце была построена новая Свято-Симеоновская церковь.

Исследователи не исключают, что Николаю II был поднесен список чудотворной иконы. По крайней мере, сохранились документы, позволяющие утверждать это с высокой долей уверенности. В таком случае судьба оригинала неизвестна. Как и судьба списка (если это был список), увезенного императором. Как бы то ни было, следы его затерялись.

Чудесное возвращение

Но прошел век, и в 1998 году один из прихожан, протирая в алтаре Свято-Симеоновской церкви иконы, обратил внимание на небольшой, потемневший от времени образ с потертостями по краям и непривычной для икон полосой внизу — панорамой старого Каменца. В верхнем левом углу образа просматривалась надпись: «С копии чудотворной иконы Божией Матери, находящейся в алтаре Каменец-Литовской Соборной церкви». К счастью, прихожанином, кому явилась икона, оказался краевед Георгий Мусевич — человек, увлеченный историей родного края и написавший несколько книг на эту тему. «У меня чуть сердце не остановилось, когда я понял, что это и есть старинный список иконы, — как-то признавался краевед. — Иконописец просто дописал внизу полосу с панорамой Каменца, которой в оригинале, конечно, не было». Предполагается, что список был сделан во второй половине XVI века. В декабре 2000 года после реставрации икона вернулась в храм, где и находится по сей день.

Место нахождения самой чудотворной святыни пока остается загадкой. Но верующие надеются, что когда-нибудь она вернется в храм. Настоятель церкви отец Сергий (Бурковский) приводит в качестве примера историю церковного трехъярусного иконостаса из темного мореного дуба. История тоже необычная: иконостас был изготовлен в начале XIX века для собора Александра Невского в Варшаве, а когда собор в 1926 году взорвали, иконостас выкупила и привезла в Каменец жительница деревни Пруски Феодосия Тройчук. Женщину получила страховку за сына, погибшего во Франции, и решила потратить деньги на такое доброе дело. Так вот совсем недавно наши соотечественники нашли во Франции могилу Никиты Тройчука, сына Феодосии.

«Время пришло, и ключевые моменты истории всплывают, — радуется отец Сергий. — Была жертва со стороны матери, и Господь не забыл ее, помог отыскать могилу сына. Так и с иконой — если на то есть промысел Божий, она обязательно найдется!»