Нужны ли документы на товар: мнение ИП и покупателей

Недавняя встреча президента страны с представителями бизнеса была вызвана проблемой сертификации товаров легпрома, которыми отдельные предприниматели торгуют на рынках. Ее итог двойственен. С одной стороны, «рыночники» получили очередную отсрочку: они могут теперь торговать без сопроводительных документов до 1 января 2016 года. С другой — налогооблагаемая база для таких ИП будет увеличена в разы. Предпринимателям четко дали понять: хотите торговать — придется раскошеливаться.

 

Корреспондент «ВЭ» связался с известным бизнесменом Александром Мошенским, который присутствовал на встрече с президентом. Вот как прокомментировал ее итоги руководитель группы компаний «Санта»:
— Этот вопрос поднимался неоднократно. Он уже с бородой, что называется. Поэтому я не думаю, что у кого-то возникло подозрение в каком-то давлении на малый бизнес с целью его вытеснения с рынка и т. д. Речь идет о том, что все субъекты, работающие на этом рынке, должны находиться в равных условиях. Об этом четко было заявлено, в том числе и на встрече с главой государства. Для данной категории ИП был определен некий переходный период. Часть из них выполнили условия 222-го указа, часть — не выполнили. Поэтому тактически государство разбило для них этот переход еще на несколько этапов. Но стратегически решение принято, обозначено. Оно заключается в том, что надо работать прозрачно. Государство таким образом выталкивает предпринимателей на цивилизованные рельсы.

— Но, как говорят сами ипэшники, в России, с которой у нас экономический союз, проблематично получить эти самые сертификаты на товар…

— Никакой проблемы, по большому счету, нет. Вы же понимаете, что всё упирается в деньги. И задача государства, на мой взгляд, создать такие условия, чтобы бизнесу было выгодно работать прозрачно, переходить из серой плоскости в белую.

А вот что думает по этому поводу председатель Брестского областного союза предпринимателей «Содействие» Владимир Мазалов:

— Нужно исходить из того, что предприниматели работают для потребителей. Их товар должен быть качественным, не контрафактным. Документация, конечно же, необходима. Без нее никак. Другое дело, что правительству стоило бы здесь немножко пошевелиться, совместно с российскими властями обеспечить выдачу всех документов на территории РФ. Думаю, что эти вопросы в самое ближайшее время будут отрегулированы. Кроме того, немало швейных предприятий работает на территории Беларуси, в том числе частных. В одном только Бресте их около двухсот. И большинство из них производит добротную, качественную продукцию.

— Не получится ли так, что товар в итоге обойдется дороже для самих торговцев и соответственно для потребителя?

— Откровенно скажу, я не разделяю таких опасений. Ведь многие предприниматели уже давно работают, имея нужные документы. И у них товар стоит не дороже, чем у тех, кто торгует без сертификатов. Все можно отрегулировать, если уменьшить планку прибыльности, скажем, с 100 % хотя бы до 50–60 %. Ничего страшного в этом не вижу.

Гродненские предприниматели волнуются, что если из-за сертификатов поднимутся цены на товар, то покупатели перестанут ходить на рынки. Должны ли продавцы торговать одеждой и обувью с документами? С таким вопросом журналистка «Вечернего экспресса» вышла на улицы Гродно.

Лариса, медицинский работник:

— Если вещь качественная, то на нее должны быть какие-либо документы. А какие на ширпотреб могут быть сертификаты? Хотя никто не готов переплачивать, если аналогичная вещь без документов будет продаваться дешевле в соседней палатке. Тем более что цены сейчас и так взвинчены. Все товары должны быть по разумным ценам и не зависеть от сертификатов. Сейчас лишних денег ни у кого нет.

Александр, предприниматель в сфере строительства:

— Я думаю, что переплачивать только за наличие документов при таком же качестве вещей не стоит. Сертификаты введут, но качество не изменится, а у людей зарплаты остались на прежнем уровне. Лучше оставить всё как есть, иначе половина предпринимателей на рынках закроется и государство потеряет много налогов. Ведь люди все равно покупать белорусское не будут, а поедут одеваться за границу.

Ольга, бывший предприниматель, в декрете:

— Мне не важны документы, главное, чтобы вещь нравилась. И при одинаковом качестве куплю то, что дешевле. У меня есть опыт торговли детской одеждой. Когда я работала, на товар был весь комплект документов и сертификатов, но никто при покупке про них не спрашивал. Если с 1 января одежда и обувь подорожают, то на рынки все равно не перестанут ходить. Не в магазине же покупать одежду — старомодных фасонов, по высоким ценам. Или же будут чаще ездить в Польшу.

Юрий Васильевич, пенсионер:

— Я покупаю одежду в магазинах, потому что на рынках часто продают кустарщину, на которой продавцы наваривают большие деньги. Обычно такой товар доверия не внушает. Например, сапожки из дерматина. Если они под дождь попадут, то через две недели расклеятся. А в магазинах одежда все же более качественная. Если у продавцов на рынках будут документы и сертификаты, то покупатели только выиграют. Главное, чтобы сохранился баланс между ценой и качеством.

Татьяна, работает в Гроднозеленстрое:

— Для себя покупаю одежду в магазинах, а на рынке — для детей, и качество меня устраивает. Если бывает дефект, то продавцы всегда без проблем могут обменять. Конечно, лучше, чтобы на товар были документы, но это не так принципиально. Если вещь такая же по качеству, то лучше взять без документов, но дешевле. А с 1 января покупатели начнут сравнивать цены с теми, что в магазинах, и выбирать, ориентируясь на свой кошелек.

Любовь, пенсионерка:

— На рынках бываю редко, потому что там в основном продается некачественный товар. Если у продавца нет сертификатов, то такой одежде я не доверяю. Предприниматели привозят какую-то «химию» и синтетику, не думая о качестве, а только о том, как бы побольше заработать. Сейчас вещи покупаю в Польше, в Минске или хожу у нас в небольшие магазины. Мне кажется, что со временем рынки все равно уйдут, потому что люди хотят одеваться красиво и экологически безопасно.