Купила фильтр для воды под гипнозом? Гродненка не помнит, как отдала продавцу последние деньги
— Как я могла потратить почти три миллиона на фильтр, который мне совсем не нужен, ума не приложу. Все происходило как будто в тумане: забыла приготовить сыну обед, выпить таблетки. А когда поняла, что подписала договор, почти сутки не могла сбить давление.
Екатерина Пахомова до сих пор не понимает, как продавцы фильтров смогли уговорить ее снять досрочно деньги с депозита и купить ненужную ей вещь. В редакции она поделилась историей своей покупки.
Продавцы представились сантехниками?
Женщина никогда раньше не делала необдуманных покупок. Это понятно: она — инвалид и одна растит сына. Он сейчас студент, поэтому все сбережения от скромной пенсии откладывала ему на учебу, а деньги хранила в банке. Отказывала себе во всем, ведь каждая копейка на счету.
— В тот день позвонили в дверь и сказали, что из водоканала. А мастеров жду больше месяца — на кухне вентиль сломался. Естественно, открыла. А они позвали на общее для жильцов собрание на втором этаже, — рассказывает Екатерина Ивановна.
Уже на назначенном месте женщина поняла, что перед ней и соседями не сантехники, а продавцы проточных фильтров. Их презентацию слушала только из вежливости. А когда развернулась домой, ее догнала девушка из фирмы и попросила показать документы, подтверждающие льготы, мол, в таком случае делаем скидку.
«Сидит и не уходит три часа»
— Я и согласилась. Пришли домой, показала удостоверение. Девушка все не уходит. Расспросила о здоровье, о родственниках, о книгах на полках, о цветах на подоконнике, есть ли у меня деньги. Смотрю, уже три часа у меня сидит. Заваривала ей кофе, думала, сама уйдет. Тут она начинает говорить о моей кухне, мол, нестандартная для установки фильтра, надо мастера позвать.
Как дальше развивались события, женщина помнит смутно. Когда предложили подписать договор, пенсионерка сказала, что деньги есть, но лежат в банке. Девушка предложила сразу туда пойти и снять сбережения.
— Делала, что мне говорили, как под гипнозом. Продавец фильтра провела меня до самой кассы. Я понимаю, что, снимая деньги, иду на преступление против сына. Отдала три миллиона и лишь через полчаса одумалась. Позвонила на фирму с просьбой забрать установку и вернуть деньги, но мне отказали.
Фирма: «Мы без приглашения в квартиру не заходим»
В офисе компании ссылаются на договор.
— Посмотрите, все документы подписаны покупательницей. Без ее согласия никто не устанавливал бы проточный фильтр. Она захотела очистительную систему — пожалуйста, а ее семейные и финансовые вопросы не нам решать, — говорит директор фирмы Анастасия.
По ее словам, в присутствии сотрудника фирмы женщина проверила состояние водоочистки: расположение, цена, внешний вид и вкусовые качества воды устроили, а значит, причин для возврата денег нет.
— Никто не обманывал, не вводил в заблуждение и не оказывал давление. Наши сотрудники без приглашения в квартиру не заходят, и, как долго они там проведут времени, решать хозяйке дома. Тот продавец — стажер, абсолютно скромный человек, — поясняет директор.
Рассказать, почему фирма рекламирует фильтры в многоквартирных домах, отказалась, ссылаясь, что это конфиденциальная информация.
Почему же систему водоочистки устанавливают сразу, через несколько минут после покупки? Директор фирмы говорит, что время и день назначает сам покупатель. Однако, по словам Екатерины Ивановны, об этих моментах никто у нее не спрашивал.
В тему
Фильтры продают пенсионерам и домохозяйкам
Как уточнил председатель ГГО ОО «Белорусское общество защиты прав потребителей» Вадим Рыжкевич, покупатель может получить обратно деньги за покупку в течение 14 дней по двум основаниям: либо товар неисправен, либо человек получил недостоверную информацию о нем.
— Но, как правило, договоры составлены таким хитрым образом, что покупатель соглашается, что он предупрежден о работе системы и не имеет к ней претензий. А мастер сразу же подводит шланг к новой установке — и покупка становится «бывшей в употреблении». Если товар нераспакованный, тогда можно требовать забрать его.
Такие фирмы работают со «слабой» категорией — пенсионерами и домохозяйками. Порой «очарованные» рекламой клиенты понимают, что купили ненужную вещь и обращаются к юристам. Однако доказать, что их «загипнотизировали» продавцы, невозможно.
— Вот если бы при заключении договора присутствовали эксперты и они могли бы подтвердить, что применялись гипнотические уловки, тогда можно было вернуть деньги. Но такое стечение обстоятельств из разряда фантастики.