Машина времени: Сто лет назад вокруг Гродно строили окопы, а город покидали беженцы

Сто лет назад наш город стал одним из важных участников Первой мировой войны. В 1914 году он считался одной из крепостей Российской империи. Строительство фортовых сооружений вокруг Гродно велось на протяжении полутора лет, и довольно быстро. Окончить возведение крепости планировали лишь к 1917 году. Тем не менее Гродненская крепость успела сыграть свою роль в начинающейся войне.

Прибытие раненых на гродненский вокзал

 

Так начиналась война

К августу 1914 года на небольшом удалении от города появились длинные и массивные бетонные брустверы. В работах участвовали до 10 тысяч крестьян Гродненского и Сокольского уездов, широко применялась и техника — экскаваторы, камнедробилки, бетономешалки. К сожалению, за столь короткий период строительство ни одного из фортов закончено не было.

Уже 26 июля 1914 года по высочайшему повелению комендант крепости генерал от инфантерии Кайгородов подписал приказ №45, согласно которому в крепости Гродно было объявлено военное положение. Все работы по строительству бетонных укреплений приостанавливались. Взялись за многочисленные окопы, блиндажи и землянки. Поля перед укреплениями покрывались колючей проволокой. Дороги, ведущие в Гродно, перегородили шлагбаумами. Появились заставы.

2 августа укрепления были заняты тремя полками гродненской 26-й пехотной дивизии. Для улучшения обстрела местности перед всеми фортами и укрепленными пунктами вырубили леса и кустарники. Спешно формировали управление артиллерии Гродненской крепости, его начальником был назначен генерал-лейтенант Криштафович.

 

Люди бегут из города

14 августа 1914 года по приказанию коменданта крепость переведена в осадное положение. В городе для нужд армии реквизировали все автомобили и три парохода. С начала августа 1914 года Гродно начали покидать горожане. В «Летописи Софийского собора» находим следующие строки: «…На вокзале начало твориться что-то невообразимое. Уезжали семейства служащих, военных, чиновников, духовенства и частных лиц. Станция железной дороги была завалена горами багажа (ящиков, корзин, тюков и т. п.). Тысячи людей не только на перроне, но и на полотне железной дороги стояли по 12–20 и более часов, ожидая возможности войти в вагон».

Воздушный бой над Гродно

В это время русская 1-я и 2-я армии начали наступление в Восточной Пруссии. На фронт из Гродно отправились полки 26-й дивизии. Им на смену пришли полки 76-й пехотной дивизии. Активно с первых дней войны вылетела на разведку крепостная авиация. Так, 9 сентября поручик Семёнов с наблюдателем корнетом Николаевым из Гродненского крепостного авиаотряда заметили неприятельский аэроплан. Семёнов атаковал противника и заставил его спуститься ниже и свернуть в район русских позиций, где его обстреляла пехота и он упал. За это авиатор был представлен к ордену Св. Георгия 4-й степени. Кстати, это был второй воздушный бой, проведенный русской авиацией в мировой войне.

 

Эйфория продолжалась недолго

Первые недели войны складывались удачно для России. Широко праздновались победы Юго-Западного фронта. После взятия Львова и Галича Гродно был украшен многочисленными государственными флагами. Успешно проходило наступление в Восточной Пруссии. Появились даже смелые идеи о скором наступлении на Берлин! Однако эйфория продолжалась недолго. Вскоре русские войска в Восточной Пруссии потерпели сокрушительное поражение.

Опора для русской армии

В сентябре 1915 года германские полки 8-й армии продвигались по направлению к крепости, а в Гродно прибывали все новые и новые батальоны, полки, дивизии. Они сразу же направлялись на укрепление позиций. Один из офицеров вспоминал: «Ежедневно, с утра до вечера полк выходит в полном составе для земляных работ роем окопы стрелковой профили во весь рост, или носим землю для брустверов фортов, где произведены бетонные работы».

Немцы взяли город Августов и с 25 сентября начали артиллерийский обстрел Сопоцкина и Друскеников. Известный гродненский краевед и историк Юзеф Иодковский, писал: «Я никогда не был чрезмерно нервным, однако от звуков этой музыки, которую мы имеем удовольствие слушать в Гродно, можно получить инфаркт! Десять дней «играли» пушки на расстоянии 18 верст, и даже ближе, около Гожи». Однако уже 27 сентября перешли в наступление русские корпуса 10-й армии. Поле боев, длившихся несколько дней, немцы начали отходить.