Уравнитель

Добрый доктор Айболит, строгий чернокожий, заканчивая смену в магазине стройматериалов, берет томик очередного классика и коротает ночи в уютном кафе. Иногда при необходимости книгу сменяет фонарик или молоток  — так Роберт, перфекционист, альтруист и отставной убивец из госслужб, воздействует на всех не желающих жить по совести и имевших несчастье попасться ему на глаза. Когда знакомая из кафе, подросшая во всяких интересных местах Хлоя Морец, размалеванная под путану, попадет под горячую и очень неприятную руку, герой немножко уничтожит верхушку местной мафии, и играть с ним в казаки-разбойники явится сущий дьявол во плоти.

 

Уравнитель / The Equalizer

 

Режиссер — Антуан Фукуа

В ролях: Дензел Вашингтон, Мартон Чокаш, Хлоя Грейс Морец, Билл Пуллман, Мелисса Лео

 

Добрый доктор Айболит, строгий чернокожий, заканчивая смену в магазине стройматериалов, берет томик очередного классика и коротает ночи в уютном кафе. Иногда при необходимости книгу сменяет фонарик или молоток  — так Роберт, перфекционист, альтруист и отставной убивец из госслужб, воздействует на всех не желающих жить по совести и имевших несчастье попасться ему на глаза. Когда знакомая из кафе, подросшая во всяких интересных местах Хлоя Морец, размалеванная под путану, попадет под горячую и очень неприятную руку, герой немножко уничтожит верхушку местной мафии, и играть с ним в казаки-разбойники явится сущий дьявол во плоти.

Простая девочка в сложных обстоятельствах; добрый рыцарь, с которым она делится сокровенной мечтой (записывать музыку); кривящий губы киллер, гоняющий рыцаря до поры, — фабула достаточно привычна, чтобы счесть ее шаблонной, и даже регулярные разговоры о литературе не переводят сюжет в разряд глубоких. Однако есть пара «но». Персонаж Вашингтона слишком аккуратен — на грани с психологическим расстройством — и уравновешен для человека, которому пришлось однажды много убивать. Он задорно вывинчивается из-под вопроса, кем работал раньше, спокойно и улыбчиво помогает слабым обрести уверенность, мгновенно и взвешенно принимает решения в стрессовых ситуациях. Вскользь упоминается, что он вдовец, и показанный характер окуклившегося, опустошенного, но чрезвычайно волевого и умного сверхчеловека — если и настоящий, то на самой грани с ницшеанским. И здесь вступает в игру, пардон, игра актера, коему не впервой изображать подобные пограничные характеры. Вашингтон останавливает образ у самой пропасти бессмысленного суперменства, наделяя его бытовыми чертами и редкими искрами искренних чувств на лице, давно привыкшем изображать маску. И когда эти искры вспыхивают, бритый наголо Дензел особого толка печальным челом напоминает другого замечательного негра — Фореста Уитакера.

Иной аспект бытия Роберта точно так же, застывая между беллетристикой и реализмом, склоняется всё же к последнему. Тренированный и находчивый человек действительно может быстро убить нескольких других подручными предметами, в этом справедливы были еще создатели «Борна». Вот только пользуется герой упорно острыми или тяжелыми вещами, когда рядом есть ствол-другой — да хотя бы и у неприятелей. К чему бы это?

Хорошо закамуфлировав определенную склонность «пенсионера» к легкому садизму, режиссер и актер, что не впервой работают вместе, умело приоткрыли лазейку, через которую проглядывает сложная и противоречивая личность. Обещав когда-то жене не делать больше того, что делает, Роберт тем не менее видит в убийствах определенную то ли ценность, то ли эстетику, то ли просто лучшее приложение своим специфическим навыкам. Отсюда и невероятный самоконтроль, и пуританский образ жизни, и чрезвычайно развитая эмпатия, вынуждающая его, если уж больше некому, раз за разом быть тайным героем, «мужем на час», который дрелью не стены сверлит, а тупые головы ненасытных озлобленных уродов.

Особый образ врага окончательно дополняет в меру умный, в меру серьезный, в меру мрачный и жизненный экшн-триллер. Пусть в «офисе» мафиози висит православная икона, а персонаж Чокаша измалеван чудовищными тату «Террор Тьма Тюрьма», но нет здесь ни злых русских, ни «клюквы», ни политики хоть в каком-то виде. У сволочи нет национальности, бить женщин нехорошо любому, государственная машина одинаково неповоротлива по все стороны океана. Хотя Роберт, безусловно, творит справедливые, пусть и неприглядные вещи, с определенной ценностью которых будет спорить лишь законченный толстовец, в фильме, к счастью, нет даже рискованной пропаганды народных мстителей — мол, перефразируя Цоя, «тебе найдется место у нас, зла хватит на всех». Его-то хватит, но совершенно в другом смысле. И несть числа преступлениям черты и жированию на чужих соках (и долларах), пока, быть может, как в Швейцарии, не начнем еженедельно в тир ходить всенародно — да и то навряд ли. И хотя на экране закончится всё как следует, последние две минуты не обнаружат рассечения внутреннего узла Роберта, и отзвуком им будет кавер одной из вершин музыкальной меланхолии.

Фильм можно увидеть в гродненских кинотеатрах. Расписание сеансов — в нашей афише.


Читайте также: полный список обзоров