Особенная школа: дети поют с помощью жестов, умеют читать по губам, но выпускников не принимают в вузы

В этой школе на линейке никогда не звенит звонок, а первоклассники не читают стихов. Вместо привычного детского шума и смеха — еле слышные движения рук. Но даже с помощью жестов ребята из единственной в Гродненской области школы-интерната для детей с нарушением слуха «поют» песни, играют и учат буквы.

Фото Сергея Людкевича

 

Вместо букваря — дактильная азбука

Знакомые школьные мелодии, девочки с огромными бантами, букеты хризантем — кажется, мы попали на первое сентября в обычной школе. Лишь по отсутствию шума понимаешь, что здесь — особенные дети. Максим и Инна удивленно переглядываются. Они единственные первоклассники в школе-интернате. Но пришли с «багажом» — знают буквы и умеют читать. Правда, продемонстрировать это смогут не как обычные дети: знание алфавита помогает им читать по губам. Вместо обычного букваря у ребят в портфеле дактильная азбука.

Выступления ведущих с помощью жестов передает сурдопереводчик. Педагоги говорят, что такой язык обладает большей силой, чем обычная речь. Слова «люблю», «спасибо» и «здравствуйте» можно передать двумя жестами, но заменяют они целые предложения.

…Внезапно появляется Шапокляк и начинает веселить ребят, то пританцовывая, то бегая с кастрюлей овсянки. Чтобы передать атмосферу, переводчик не нужен: шутки понимают без слов.

— В нашей школе-интернате находится около семидесяти детей со всей области, в том числе семь дошкольников. Здесь учатся как слабослышащие, так и глухие. У многих на фоне основного заболевания есть проблемы с произношением. Большинство ребят пользуется индивидуальными слуховыми аппаратами, которые помогают им понять речь окружающих. Однако у трети учеников слух отсутствует полностью, и слуховые аппараты бесполезны. Слова они «читают» по губам, — рассказывает директор Гродненской школы-интерната для детей с нарушением слуха Татьяна Солтан.

В семье общаются с помощью записок

В расписании у таких детей те же уроки, что и в обычной школе. Правда, есть особенные предметы — «Жестовый язык», «Жестовая речь» и индивидуальные занятия с дефектологом. Особенно любят, когда развивают их творческие способности, больше всего эмоций — от занятий пантомимой. Для этого каждый год приезжают фокусники из Италии, которые проводят мастер-классы. Язык жестов — единственная возможность общаться. Как правило, не все родители знают такой язык в совершенстве, и общаться с ребенком приходится с помощью записок.

Педагоги говорят, что отсутствие слуха компенсируется другими органами: дети — музыкальные, внимательные, хорошо ощущают ритм. Даже танцуя, могут чувствовать вибрацию пола и таким образом подстраивать движения под музыку. При этом ребята даже примеряют на себя профессию журналиста: дважды в год работают над созданием школьного альманаха.

Белорусские вузы глухих студентов не берут

У каждого из ребят — свой талант. К примеру, Оля с детства поет с помощью жестов и танцует. Каждый год участвует в международном фестивале самодеятельных театров в Польше. Она староста и лидер среди одноклассников. «С таким характером у нее все должно получиться», — считает ее классный руководитель. Восемнадцатилетняя Лена — тоже лидер для одноклассников. Девушка лучше других слышит и разговаривает: для глухих сверсников она лучший переводчик.

Сегодня перед десятью взрослыми выпускниками встал трудный вопрос: куда пойти после школы. Проблема в том, что в Беларуси нет вузов для глухих. Специальные группы для слабослышащих созданы только в колледжах в Минске, Могилеве, Гомеле. В Гродно таких студентов не набирают. Есть и другой, самый распространенный вариант — идти рабочим на одно из четырех наших специализированных предприятий. Может быть, поэтому на вопрос, с какой сферой хотят связать жизнь, ребята точно ответить не могут. Зато каждый из них может рассказать о своей заветной мечте: Лена хотела бы в будущем себя видеть профессиональной танцовщицей, Оля — футболисткой, Аня — переводчиком.

Однако педагоги говорят, что не каждый из родителей готов отпустить детей далеко на учебу. Да и сами дети не всегда склонны к переменам, ведь придется оставить привычное окружение.

Но есть и исключения. Марк — психолог в школе. Несколько лет назад, закончив минский колледж, парень решился на серьезный шаг — поступил в московский университет. На взгляд Марка, многие медицинские показания устарели: считает, что глухим стоит разрешить работать на высоте и в офисах. Кстати, московский вуз он закончил с отличием, сейчас старается путешествовать и много читает.

В истории школы также есть выпускники, которые всеми силами старались продолжить образование после школы. К примеру, девушки, поступив в наш гуманитарный колледж, учились по своей, весьма трудоемкой схеме: записывали на диктофон речь педагога и вечером переписывали в конспект. Правда, слух у них был потерян частично. Тогда как для глухих детей нет вариантов куда-либо поступить.

Кстати, в этом году впервые выпускникам удалось поступить в Институт глухонемых и слепых в Варшаве. У студентов насыщенное расписание — за первый год надо подтянуть английский и польский. Но ребятам такая программа нравится, ведь, несмотря на свои диагнозы, они чувствуют себя нужными.

Кстати

В этом году впервые на базе Гродненской школы-интерната для детей с нарушением слуха открылась дошкольная разновозрастная группа. Сейчас ее посещают семь малышей от 2 до 5 лет, все — с полной потерей слуха.