О еде и не-еде

Мы говорим, что Гродно — культурная столица, и сожалеем, что в городе так мало мест, где можно на улице присесть за столик и поесть. Надо больше. Почему?

Мы говорим, что Гродно — культурная столица, и сожалеем, что в городе так мало мест, где можно на улице присесть за столик и поесть. Надо больше. Почему?

Да потому, что культура это то, что находится над нашей биологией. Потому, что есть разница между трапезой и питанием, между пиром и обжираловкой. Трапеза относится к культуре, питание — к нашей биологии.  Ощущение от еды за столиком на пешеходной улице иное, нежели от спешно проглоченного бутерброда на завтрак или офисного обеда «ссобойкой и кофем» при клавиатуре. Уже сам обед на публике, под открытым небом, необычен. Мир вокруг тебя бежит, а ты неподвижен за столиком. Все суетятся, а ты в состоянии праздности. Есть в этом состоянии некий аспект sacrum — святости. Ведь пусть ты даже укрылся от солнца под навесом, но небо все равно рядом, здесь, над тобою. И небо тоже участвует в твоей трапезе.

В этой связи вспоминаются шашлыки во время народных гуляний в советское время. Мало того что сами демонстрации трудящихся с портретами членов политбюро были аналогом крестных ходов, так ведь и дымящиеся куски мяса на мангалах очень напоминали жертвоприношения в дохристианских храмах. Ведь греки и римляне в свое время считали, что когда пламя съедает часть пищи на жертвеннике, то это олимпийские боги с ними делят трапезу. Сакральные советские шашлыки были недожарены, стоили дорого и случались только во время официальных народных гуляний.

Питание нужно для заправки тела энергией и происходит путем вставления в организм безликих однородных элементов питания. Две сосиски из биомассы вставляются на бегу в желудок аналогично замене батареек в рекламных зайцах-энерджайзерах. При этом утрачивают смысл стол, стул, ложка и вилка, а тем более сервировка стола и умение держать нож в правой руке, а вилку в левой. Ведь это атрибуты трапезы.

Еду в трапезу превращает символический акт перехода из одного состояния в другое. В атеистические времена в университетской столовой никто не благословил еду, но присаживаясь за столик, профессоры и доценты говорили себе и соседям «Приятного аппетита!». А затем уже брали в руки столовые приборы. Сегодня не редкость, когда посетители столовой осеняют котлету и кашу крестным знамением. Если принять факт, что то, что мы едим, становится нашим телом, в котором живет бессмертная душа, то такое отношение к котлете со стороны христианина как нельзя уместно.

Обратное еде – «не-еда». Не-еда также имеет профанную и сакральную сторону. Диета и пост. Диета служит улучшению телесного здоровья, пост умерщвляет тело во имя оздоровления духа. Диета, назначенная специалистом, может длиться всю жизнь. Пост всегда имеет временные пределы. Пост не обязательно устанавливается Церковью. Пост может объявить человек сам себе в рамках личного покаяния. А недавно пост объявило руководство нашей страны-соседки. Правда, речь здесь не идет о покаянии. Российские власти объявили годичное воздержание граждан своей страны от скверных продуктов. Если перевести ситуацию на бытовой уровень, то она аналогична отказу зятя потреблять продукты с тещиной дачи. «Почему, — спрашивает супруга, — ты отказываешься есть мамины помидоры? Они невкусные?» «Вкусные, — отвечает муж. — Но после слов твоей мамы они мне поперек горла становятся».

Скверна — это на языке антропологии «сакральная грязь». Она делает предметы и пищу нечистыми, непригодными для употребления. В каждой религии есть специальные люди, определяющие чистоту (постность, кошерность, халяльность и т.п.). Смотрителем сакральной чистоты в случае российских государственных санкций стал Роспотребнадзор. Он сразу же выявил нечистоплотность «МакДольдса» (оставив за рамками проверок KFC и Burger King) и вредные примеси в дорогих американских виски (хотя алкоголь сам по себе уже яд). Роспотребнадзор и далее будет стоять на страже, чтобы на стол россиян не попало ничего из стран идеологических противников, потому что идеологически оскверненная пища вредит духу народа. Как показывают последние опросы россиян, они в большинстве поддерживают продуктовые санкции своего правительства. Эта, кажущаяся нерациональной, поддержка запрета потребления качественных и дешевых импортных продуктов становится абсолютно рациональной, если мы увидим в ней согласие россиян на годичный пост ради спасения русского мира.

В этом свете разговоры о том, что взаимные санкции РФ и западных стран дадут шанс нашей стране заработать на транзите устриц, апельсинов или лосося, имеют под собой весьма шаткую основу. Любые нелегальные поставки в Россию польских яблок или литовского сыра будут классифицироваться как искушение нарушить пост. И Роспотребнадзор будет за них карать немилосердно. Да и сами розничные торговые сети будут отслеживать, чтоб на полках не оказалось идеологически скверных товаров, которые потребители в пост не хотят потреблять из принципа.