Как бывшая журналистка «ВГ» стала грозой гродненских контрабандистов

Я всегда мечтала быть девушкой в форме и с удовольствием смотрела «Улицы разбитых фонарей». Может, из-за этого после десяти лет в журналистике решила надеть китель и пойти на таможню. Будни на границе оказались напряженными, но все же не лишенными романтики.


Я всегда мечтала быть девушкой в форме и с удовольствием смотрела «Улицы разбитых фонарей». Может, из-за этого после десяти лет в журналистике решила надеть китель и пойти на таможню. Будни на границе оказались напряженными, но все же не лишенными романтики.

Взгляд изнутри — о том, как быть таможенником, трудиться наравне с парнями, выстоять ночную смену, бороться с контрабандистами и понять, что такое настоящая дружба, — мой рассказ для читателей «Вечёрки».

Инспектор пола не имеет

— Мы уже наслышаны, что у «контрабандистов» молва пошла: бывшая журналистка спуску не дает. Как была ты «железной леди», так и осталась, — встретила меня главный редактор «Вечёрки».

По правде говоря, хоть у меня были большой опыт в криминальной журналистике и юридическое образование за плечами, первый месяц на таможне выдался тяжелым — особенно морально. Здесь говорят: инспектор пола не имеет. Привилегиями девушки не пользуются и работают без поблажек. Зато и отношение в коллективе к тебе по заслугам.
Правда, не у всех, кто пересекает границу, девушка в форме вызывает нормальную реакцию. Помню, как в первые дни работы, когда в салоне увидела большое количество вещей одного модельного ряда, хозяин автомобиля, милый мужчина, преобразился и… готов был ударить. Да, бывает и такое.

Но ты на службе, с невозмутимым видом продолжаешь работать, ведь «железные леди» никогда не плачут.

Что такое «приграничный бизнес»?

Без курьезов не обходится. Женщина в зрелом возрасте, объясняя моему коллеге причину перемещения новых однотипных женских вещей, заявила: «У нас говорят, что надо развивать приграничный бизнес. Вот перенесу вещи через границу, деньги заработаю».

Меня часто спрашивают, что пытаются незаконно перевезти. Кажется, что всё. Водители грузовых автомобилей новые вещи выдают как бывшие в употреблении. Хрупкие девушки тянут за собой огромные шины, не имея документов на соответствующую машину. Парни перевозят платья и туфли с пометкой в декларации «для личного использования». Кто-то случайно «забывает» под ковриком в салоне несколько айфонов. Одним холодно вне зависимости от погоды, и они, чтобы согреться, надевают двадцать маек и несколько джинсов. Другие любят кофе и прихватывают его по 30–40 пачек за раз.

Некоторые перемещают по три единицы вещей десяти наименований — от баек до туфлей, ссылаясь, что «можно». Имеется в виду соглашение «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском». Но допустимые нормы провоза багажа из предметов техники и одежды касаются товаров личного использования, а не вещей, которые затем пополнят рынки.

О вечном… и ночах

Свою задачу я вижу еще и в объяснении людям, казалось бы, простых истин: налоги — это медицинское обслуживание в поликлиниках и больницах, обучение детей в школе и содержание интернатов. Обходить налоговые пошлины или помогать хитрить другим — значит жить только для себя и не думать, каково будет твоим внукам. Пусть кто-то не поймет, но все же найдутся и те, кто задумается. Несмотря на усталость и частое непринятие моих доводов, стараюсь быть убедительной.

А физические нагрузки не малые. Работаешь 12 часов «на ногах», крутишься как белка в колесе. Вы не задумывались, почему все девушки на таможне подтянутые? Теперь я знаю.

Самое сложное, особенно на первых порах, — сохранять боевой дух ночью. Есть у нас две поговорки на такие смены: «Нам бы ночь продержаться» и «Есть ночью вредно». К утру на границе наступает относительное затишье, а старшие коллеги начинают рассказывать, какие тайники устраивали контрабандисты в советское время: о валюте в пирогах, о золотых украшениях, спрятанных в разных частях тела.

Музыканты, журналисты и мастера спорта

Я и не подозревала, что встречу на таможне столько талантливых людей. Глеб, к примеру, у нас гитарист, выступает в музыкальной группе и сочиняет песни, к тому же может объясняться на китайском языке. Юля, хрупкая девушка, — мастер спорта по метанию молота. Андрей — инструктор по самообороне, а Дима занимается бодибилдингом. Есть гимнастки и механики. Есть и журналисты. На них, как правило, творческая часть турслетов, праздничных мероприятий и конкурсов. Физики и лирики, которые работают в команде, дружат и всегда готовы подставить плечо.

А форма мне к лицу. То ли по этой причине, то ли из-за молвы, но когда я говорю: «Пишите в декларации всё честно» — это срабатывает.

Справка «ВГ»

В январе-июне 2014 года сотрудники Гродненской региональной таможни составили 1461 протокол об административном правонарушении. Это на 38% больше, чем в первом полугодии 2013 года. В доход государства по протоколам изъято товара на сумму более 38 млрд рублей, что на 36% больше, чем в тот же период прошлого года. Основная доля изъятого — одежда, обувь, алкоголь, сигареты, транспортные средства и мобильные телефоны.