«Страшно видеть, во что превратился наш город». Семью из Славянска приютили жители Лиды

Как украинец спасал свою семью, убегая из пылающего Славянска, и почему мужчина намерен навсегда остаться в Беларуси — Юрий Прокопенко рассказал «ВЭ» о войне и мире, добросердечных белорусах и вере в счастливую жизнь.

Юрий Прокопенко

 

Чужой среди своих

Житель украинского Славянска живет в Лиде почти месяц. Его с сыном и будущей невесткой приютили бывшие одноклассники. Вернуться в Беларусь Юрия Прокопенко вынудили военные действия, которые и сегодня продолжаются на юго-востоке Украины.

Юрий Анатольевич родом из Лиды, прожил здесь 18 лет, а в соседнюю страну переехал после службы в армии. Отца Юрия, военного, перевели в Славянск.

— Там я закончил авиационно-технический колледж, потом работал на заводе, — рассказывает Юрий Анатольевич. Затем больше двадцати лет он был командиром-воспитателем колледжа.

— Официально меня даже с работы не успели уволить, потому что в срочном порядке нужно было покидать город. Мне до пенсии по педагогическому стажу осталось всего два года, — говорит Юрий.

Спешно бросили свои дела в Славянске сын и будущая невестка Юрия. Парень защитил дипломный проект в техникуме, но получить «корочку» не успел. Елизавета с золотой медалью окончила школу, однако ощутить праздник не смогла: в пылающем огнем городе выпускной длился лишь десять минут.

Как будто снова война

В Славянке у семьи Прокопенко осталась квартира. Забрать с собой они успели лишь документы.

— Город постоянно находился под обстрелом артиллерии, больше всего бомбят окраины. Постоянно слышно, как рвутся снаряды. Жители были вынуждены бежать. В 130-тысячном Славянске остались лишь пожилые люди и те, кому некуда ехать. Страшно видеть, во что превратился наш город, некогда популярный украинский курорт, — сокрушается собеседник. — Раньше к нам приезжали со всего мира, чтобы пройти курс лечения лечебной грязью. Инвалидов привозили в колясках, а возвращались они уже на своих ногах.

Юрий Анатольевич признается: чувства такие, как будто в город вернулись события Второй мировой. Что-то похожее видели в фильмах, а теперь — по-настоящему…

— Восток и запад Украины всегда жили сами по себе, но на референдуме не было речи об отделении. Мы хотели получить статус автономии. Люди толпами шли на избирательные участки, потому что хотят жить нормально. Мы не нужны этому государству, которое считает нас «недочеловеками» и открывает огонь, — говорит Юрий Анатольевич.— Как такое может происходить?

Не пошел в ополчение, чтобы спасти семью

Сейчас 95 процентов народного ополчения составляют жители Донбасса. Из западных регионов Украины приезжают те, кто не верит официальному Киеву. По словам Юрия Прокопенко, даже воинские части юго-запада перешли на сторону ополчения и стрелять по своим отказались.

— По телевидению говорят, что ополченцев снабжают российским оружием. Это не так — в руках у наших ребят старые советские образцы автоматов и карабинов, — делится наблюдениями Юрий.

Сам в ополчение не пошел — нужно было спасать семью: жену, троих детей, девушку сына и внучку. Жена с двумя детьми и внучкой сейчас в Донецке: 10-месячной малышке еще делают загранпаспорт. В Беларуси их ждет глава семьи.

Под Славянском у Юрия Прокопенко остались мать и теща с тестем. В Беларусь стариков заберут, как только найдут подходящее жилье.

Новая жизнь

Главная проблема, с которой столкнулась семья Прокопенко в Лиде, — жилье. Местные власти идут навстречу, но Юрию сначала нужно предоставить все документы. Возможно, семья переедет в частный дом в одном из агрогородков Лидского района, хотя сам Юрий хочет остаться в райцентре.

— Вы не представляете, как я был удивлен, увидев нынешнюю Лиду! — признается Юрий Анатольевич. — Наш Славянск отстает на лет двадцать, не меньше. Меня радует то, что происходит в Беларуси. Здесь даже люди отзывчивее. Они помогают чем могут, вот незнакомые привезли детское питание для внучки.

Сам Юрий Прокопенко не считает себя и свою семью беженцами. По его словам, получить этот статус трудно, потому что Украина официально не объявляла о ведении боевых действий. Переселенцы будут подавать документы, чтобы получить вид на жительство.

Планов у украинцев много. Глава семьи уверен, что сын с химико-техническим образованием найдет себе работу в Лиде, а его девушка поступит на физико-технический факультет ГрГУ им. Янки Купалы, и что в Беларуси обязательно будет счастлива его маленькая внучка, мирная жизнь которой только начинается.

Кстати

Как сообщили в управлении по гражданству и миграции УВД Гродненского облисполкома, в регионе пока не зафиксирован массовый поток беженцев из Украины. В управление обращаются белорусские родственники тех, кто проживает в зоне боевых действий. Они консультируются и получают информацию, связанную с проведением необходимых административных процедур.

В тему

Беженец — человек, вынужденный покинуть страну постоянного проживания, из-за того, что дальнейшее пребывание является для него небезопасным. В соответствии с законодательством Беларуси беженцы имеют право на самостоятельный выбор места проживания на территории нашей страны, могут заниматься трудовой, предпринимательской или иной деятельностью, вправе приобретать жилье по договорам купли-продажи. Могут получать земельные участки в пользование на условиях аренды, имеют право на социальное жилье.

Справка «ВГ»

С начала года о предоставлении статуса беженца в Беларуси запросы подали 65 граждан Украины. С начала этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого эмиграционный поток увеличился на треть.

Те, кто просил в Беларуси убежища, прибыли в основном из Донецкой и Луганской областей в феврале–марте этого года.

Всего со времени реализации закона о беженцах (с 1997 года) в Беларуси в соответствующие органы обратились 4000 иностранцев. Только 30% обратившихся за статусом беженца его получают. На данный момент в нашей стране проживает 872 беженца, 150 получили белорусское гражданство.

По данным на конец 2013 года, на территории Гродненской области проживает 11 иностранных граждан, признанных беженцами: 10 граждан Грузии и один гражданин Афганистана.