Машина времени: Где устраивали советские «ночные клубы»

Танцы под живую музыку, кроме летней танцплощадки, с осени до весны проводились во Дворце культуры текстильщиков, клубе строителей, Доме офицеров и клубе железнодорожников, который находился на улице Будённого рядом с вокзалом, там, где сейчас здание почты. Танцы иногда организовывались в РДК — Районном доме культуры на улице 17 Сентября — и в клубе комбината стройматериалов на Дзержинского. Причем у каждого заведения завелся свой контингент посетителей.

ВИА «Меридиан». 1967г. Фото Сергея Подгайченко

Гродненская эстрада

Дворец культуры текстильщиков, в народе носивший название «текстильщики», был, можно сказать, элитным. Здесь в основном собиралась гродненская «золотая молодежь» и манеры царили соответствующие. В начале 70-х годов при ДК Геннадий Летынский создал девичий вокально-инструментальный ансамбль «Чараўніцы». В нем, кроме традиционных гитар, ударных инструментов и клавишных, имелась духовая группа — труба, тромбон и саксофон. В 1974 году ВИА «Чараўніцы» стал профессиональным и был зачислен в штат Белгосфилармонии.

В клубе строителей, «стройке», собиралась публика попроще, и нравы там установились более демократичные. Дом офицеров стал причалом для тех, кому «за тридцать». Очевидно, по этой причине за весьма солидным в те годы клубным учреждением закрепилось название «дом последних надежд». Ну, а самая не обремененная воспитанием и интеллектом публика собиралась в «железнодорожниках» (клубе железнодорожников) и «стройматериалах» (клубе комбината стройматериалов).

После завершения строительства в конце 60-х годов Дома политического просвещения обкома компартии на Ленина, 32 (ныне один из корпусов госуниверситета имени Янки Купалы) освободилось помещение на Дзержинского, которое занял Городской дом культуры. ГДК своими танцевальными вечерами составил серьезную конкуренцию «текстильщикам».

Какое лето без буфета

Почти во всех заведениях культуры работали буфеты, где продавали пиво, вино, иногда напитки покрепче. Именно они оказывали на горячие головы соответствующее воздействие, и очень часто в клубе строителей, а иногда даже и в элитных «текстильщиках» возникали потасовки. В двух «очагах культуры» драки стали обыденным явлением — в РДК и «стройматериалах».

В высших учебных заведениях и техникумах по субботам устраивали танцы, но попасть на них могли, конечно же, только «свои». В 1964-м построили новый корпус пединститута с большим актовым залом, и культурная жизнь не только студентов, но всех горожан поднялась на новый уровень.

В сельхозинституте, ныне аграрном университете, танцевальные вечера проходили под сопровождение студенческого ВИА, где блистал солист Александр Молибошко.

Неплохой музыкальный коллектив сложился в культпросветучилище (ныне колледж искусств), находившемся в двухэтажном здании на Дзержинского, 28, напротив нынешнего универсама «Гродненский». В Городском доме культуры танцы сопровождались прекрасным исполнением песен солистом ВИА Александром Качеишвили.

Не отставала и молодежь предприятий. Интересные и самобытные ансамбли были на комбинате строительных материалов, заводе «Радиоприбор». Стоит отметить, что свою блестящую музыкальную карьеру известный гитарист Валерий Дидюля начинал в радиоприборовском вокально-инструментальном ансамбле «Алые зори».

Звезды в ресторане

Особое место в молодежной музыкальной культуре города занимали ВИА из ресторанов. И в них хватало талантов. В начале 70-х вокально-инструментальные ансамбли ресторанов «Беларусь» и «Белосток» получили право на профессиональную деятельность и стали выступать как коллективы гастрольно-концертного отделения Белгосфиларминии. В «Беларуси», который открылся в конце 60-х на Горького, безусловным лидером коллектива был Виктор Марков. Певец и музыкант впоследствии стал известным российским продюсером, руководителем группы «Альфа» и продюсером своей супруги — популярной певицы Татьяны Марковой.

По воспоминаниям ветерана гродненского музыкального движения Валерия Румянцева, Виктор Марков начинал в середине 60-х в оркестре ресторана «Гродно» на улице Энгельса, 20 и слыл одним из лучших саксофонистов города.

Многих музыкантов перечисляет Александр Ершов: «Ни один из этих ребят, кроме Маркова, не получил никакого продвижения в дальнейшей карьере. Если бы кто-нибудь взял их под свое крыло и развил их музыкальные способности, они стали бы звездами. Взять Анатолия Воробьева — виртуоз, талант! Но и он остался на уровне свадебно-ресторанного исполнителя. А Саша Петровский — великолепный баянист! В ресторане «Беларусь» в первой половине 70-х вместе с Марковым выступал саксофонист Анатолий Пуха, оба теноры. Одно время Пуха даже руководил в «Беларуси» ансамблем».
После открытия в Гродно на Советской улице ресторана «Белосток» созданный там ВИА взяла под свою опеку Белгосфилармония. В первом составе музыкантов играл Сергей Подгайченко, перешедший из «Беларуси». Вместе с ним замечательно исполнял песни из репертуара «Битлз» Игорь Шелепенко. Говорят, иногда выступал и Александр Савчиц, проживавший в то время в Минске. Фирменная песня Сергея Подгайченко в годы его работы в «Белостоке» — «Пора, пора, порадуемся на своем веку…» из «Мушкетеров» Основа же репертуара — песни «Битлов», любил исполнять и Стиви Уандера.

Сергея Подгайченко, моего одноклассника, величали не иначе как «Граф». Один из зачинателей бит-движения в нашем городе, он к середине 60-х создал ВИА битловского типа — «Меридиан». Вначале ребята играли на простеньких гитарах, затем — на самодельных «рогатых», а с 1969-го приобрели фирменные гитары. С легализацией музыки ливерпульской четверки их приглашали даже на комсомольские мероприятия.