Машина времени: Как развлекалась в «Клетке» гродненская молодежь

Городские юноши и девушки, немного оправившись от последствий войны, желали новых ощущений. Гродненские модники конца 50-х равнялись на американскую суперзвезду, а в 60-х носили немыслимый клеш, за что получали нагоняй от комсомольцев.

 

Гродно. Мелочи жизни

Этот цикл публикаций – итог многолетнего кропотливого труда гродненского историка и краеведа Виктора Саяпина по сбору материалов и документов, отражающих жизнь гродненцев в первые послевоенные годы. Восстанавливался город, оживали промышленность, культура, наука, спорт. Каково приходилось простому человеку, как и где он трудился, учился, проводил свободное время, во что одевался, в какие магазины ходил и что в них покупал?

Городские юноши и девушки, немного оправившись от последствий войны, желали новых ощущений. Гродненские модники конца 50-х равнялись на американскую суперзвезду, а в 60-х носили немыслимый клеш, за что получали нагоняй от комсомольцев.

Прическа — обязательно как у Элвиса Пресли, а воротник любой верхней одежды, от сорочки до пальто, — обязательно поднят. Супермодные, до предела зауженные «брюки-дудочки» некоторые натягивали на ноги с помощью мыла. Они были настолько короткими, что полностью открывали носки красного, черного либо желтого цветов. Туфли с сильно зауженными носами называли «остроносые». Так выглядели супермодные парни в конце 50-х — начале 60-х годов, тогда как взрослое поколение считало их стилягами.


У девушек «самой-самой» прической стала «бабетта». В 1959 году французские кинематографисты сняли фильм «Бабетта идет на войну» с Брижит Бардо в главной роли. Он появился в советском прокате в начале 60-х. Актриса запомнилась симпатичной прической, которую быстро переняли, назвав в честь главной героини. К середине 60-х в моду вошли мини-юбки, а самые отважные советские девушки носили супермини.

Укоротить длинное и порезать широкое

Вторая половина 60-х — начало 70-х годов — время длинноволосых парней и брюк клеш, которые порой достигали ширины 40 сантиметров. С наружной стороны внизу в клеши вставлялись цветные клинья и навешивались цепочки. Брюки подпоясывались широким ремнем, в основном использовались офицерские портупеи. Сорочка обязательно разноцветная. Обладатель такого «прикида», да еще при наличии длинных волос, обязательно попадал в поле зрения комсомольских оперативников. У касс танцплощадки ему очень убедительно предлагалось снять ремень (снимали бесцеремонно) и укоротить волосы (с помощью машинки для стрижки волос выстригали «дорожку»), а также покинуть танцы. Клеш, конечно же, не снимали, а только цепи, но клинья брюк могли порезать на лоскуты.
В 60–70-е при областном комитете комсомола действовали оперотряды наподобие добровольных народных дружин, которые на массовых мероприятиях следили, чтобы молодые люди не нарушали общественный порядок. Однако занимались не только этим, но и своеобразно формировали вкус в манере одеваться.


Мне дважды приходилось очень «тесно» общаться с оперотрядовцами. Один раз во Дворце культуры текстильщиков, а второй — летом на танцах в парке. Одет я был в расклешенные джинсы, подпоясанные широким офицерским ремнем, который буквально накануне с большим трудом раздобыл. Прямо во время танцев молодые люди из оперотряда ненавязчиво предложили пройти в дежурную комнату. Там потребовали снять ремень. Сопротивление было бесполезным, поэтому пришлось выполнить «просьбу». Ремень было жалко до слез — ведь я в нем еще не успел щегольнуть. Но выход нашелся. Среди тех, кто предлагал расстаться с ремнем, оказался мой недавний одноклассник. С его помощью через пару дней вернул предмет моей гордости. Этот ремень до сих пор хранится у меня как реликвия тех времен.

Буги-вуги и баян

Вторая половина 50-х и почти вся первая половина 60-х годов проходили под знаком джаза и рок-н-ролла. Под радиолу и редкие тогда западные грампластинки на домашних вечеринках танцевали буги-вуги, чарльстон, твист, а затем шейк.

Музыкальных ансамблей в нашем городе было немного. Хороший эстрадный оркестр играл для посетителей ресторана «Неман», который тогда находился на улице Энгельса, 20 (ныне — Городничанская). После января 1962 года ресторан стал называться «Гродно».

До открытия в 1959 году Дворца культуры текстильщиков танцевальные вечера проходили под живое музыкальное сопровождение в Доме офицеров, клубе железнодорожников на улице Карла Маркса. Классический состав эстрадного оркестра конца 40-х — 50-х годов включал фортепиано, баян либо аккордеон, контрабас, ударную установку, духовую группу, также могла быть смычковая группа.

Детки хотят танцевать

Основным центром притяжения молодежи Гродно летом становился городской парк и в первую очередь танцевальная площадка. Она находилась между нынешним театром кукол и рестораном «Старый лямус» (тогда это был жилой дом). В начале 60-х ее территорию расширили (для этого со стороны парка поставили дополнительное металлическое ограждение), и она из круглой превратилась в прямоугольную. Положили деревянный настил, сделали сцену для музыкантов. Слева от входа устроили примитивный туалет с просверленными в асфальте отверстиями, а справа под навесом — буфет.

Входные билеты продавались в кассе слева от танцплощадки, там, где сейчас построено новое административное здание театра кукол. В правой части этой одноэтажной пристройки к театру находилось помещение комсомольского оперативного отряда.

Новую танцевальную площадку прозвали «клетка». Ее со всех сторон окружала металлическая решетчатая ограда. Те, кому не хватило входных билетов, наблюдали из парка, как резвятся «детки в клетке». После закрытия кинотеатра «Летний» имя «Клетка» досталось разместившемуся в нем клубу, который снесли в ходе последней реконструкции парка.

По вечерам, особенно в выходные дни, старый уютный парк становился местом притяжения отдыхающих горожан. Пройти по главным аллеям можно было, лишь основательно поработав локтями. Вокруг роилась молодежь, многие несли в руках вошедшие в моду транзисторные радиоприемники «Селга» либо «Спидола» производства рижского радиозавода с выдвинутыми телескопическими антеннами. Из всех этих многочисленных радиоустройств неслись популярные песни западных ВИА.