В музей Богдановича хотят вернуться только три сотрудника

Музей Максима Богдановича уже почти два месяца закрыт для посетителей. Сейчас учреждение ликвидируется как юридическое лицо и будет литературным отделом Гродненского областного историко-археологического музея. В управлении культуры облисполкома обещают, что экспозиция откроется уже в феврале. Тем временем европейские партнеры музея переживают за судьбу совместного международного проекта, стоимость которого для Гродно — 90 тысяч евро.

 — Всем сотрудникам предложили продолжить работу в музее после реорганизации, однако согласились вернуться только смотрители и уборщик. Другие сначала хотели остаться, а потом передумали. Теперь мы будем набирать новых сотрудников, возможно, кто-то из наших людей перейдет в литературный отдел. Сейчас же идет передача фондов и материальных ценностей в историко-археологический музей, — рассказывает директор Гродненского областного историко-археологического музея Юрий Китурко.

Сотрудники получили компенсацию

Реорганизация музея Максима Богдановича началась в первых числах декабря 2013 года. В связи с сокращением госаппарата (Указ Президента РБ № 168 от 12 апреля 2013 года) музей решили перевести в статус литературного отдела Гродненского областного историко-археологического музея, как это было до 1995 года. Музей временно не работает «по техническим причинам» (так написано на дверях здания). Все сотрудники, включая руководство, попали под сокращение.

— Сейчас идет процесс реорганизации учреждения, согласно которой выполняются все процедуры. В частности, сотрудники пишут заявления об увольнении, и им выплачивается выходное пособие в размере трех окладов. В течение февраля все будет завершено, и музей начнет работать, как и раньше. Все изменения сводятся к тому, что там не будет директора и бухгалтерии, — рассказывает первый заместитель начальника главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкома Александр Версоцкий.

К слову, коллектив музея был небольшой — до 10 человек.

«Возможность остаться у нас была»

Новость о том, что бывшие сотрудники сами не захотели остаться в музее, удивила. Ведь в конце года директор музея Алеся Полубятко сообщала «ВГ», что сотрудники планируют продолжить работу. К тому же приближенные к музею люди знали, что работники прилагали много усилий для развития учреждения: добились освобождения части дома-музея, где до декабря 2013 года еще проживали три семьи, выиграли грант Евросоюза и стали участниками международного проекта, устраивали театрализованные экскурсии, играли с посетителями в фанты и угощали их чаем. В сентябре 2013 года созданный персоналом музея камеди-хоррор «Возвращение домой» завоевал гран-при на международном фестивале короткометражных фильмов Be part of it (European Cooperation) в Вильнюсе.

В разговоре с корреспондентом «ВГ» бывшие сотрудники были осторожны и многие попросили остаться не названными. По их словам, они решили не ждать, что будет с музеем, и уволились, чтобы поискать новую работу и получить выходное пособие.

— Возможность остаться у нас была, я достаточно долго думала. В итоге решила уйти. Тем более что просто стыдно иметь высшее образование и не зарабатывать двух миллионов рублей. Еще одна причина, по которой  не осталась, — это международный проект трансграничного сотрудничества Литвы, Латвии и Беларуси. Мне было трудно совмещать две работы, все время оставались хвосты. Мы были в проекте по договору совмещения: если отказываюсь от него, то не имею права работать в музее, — рассказывает бывший экскурсовод музея Максима Богдановича.

Партнеры не могут связаться с музеем

Тем временем латышские партнеры по международному проекту не могут выйти с музеем на связь. Оставив музей, все сотрудники одновременно покинули и международный проект трансграничного сотрудничества Литвы, Латвии и Беларуси «Виртуальное прошлое — залог успеха будущего музеев», который рассчитан на 2013–2014 годы. Стоимость его для Гродно — 90 тысяч евро. Автор проекта проректор Резекненской высшей школы (Латвия) и литературовед Илга Шуплинска в интервью «Вечёрке» рассказала, что о реорганизации музея Максима Богдановича они узнали еще в конце октября, но директор Алеся Полубятко обещала остаться в проекте.

— В январе оказалось, что они все распущены, и мы никому не можем дозвониться, а сейчас самая важная фаза. В апреле пройдет первый семинар, где мы должны презентовать наш веб-сайт и виртуальный музей. От белорусских партнеров ждем описания музея, объектов. Они должны закупить оборудование. Сейчас мы стараемся продвигать проект, чтобы он совсем не остановился, — говорит Илга Шуплинска.

По ее словам, они уже получили предупредительное письмо от бюро координирования программы о том, что проект нужно закончить вовремя. Сроки реализации этапов тоже срывать нельзя, и форс-мажора быть не может.

— Это европейский проект, и мы имеем строгие периоды планирования. В 2014 году такой период заканчивается. В 2013-м сроки еще можно было продлить на полгода, — объясняет собеседница.

На днях партнеры отправили годовой отчет, куда приложили решение о ликвидации музея в Гродно. Если в бюро посчитают, что проект могут не реализовать, они исключат белорусского партнера, которому придется вернуть потраченные деньги.

«Хотим продлить сроки на 2–3 месяца»

Директор Гродненского государственного историко-археологического музея Юрий Китурко так прокомментировал ситуацию:

— Мы будем продолжать реализацию проекта, координатором которого останется Светлана Рапецкая (бывший директор музея, которая в августе 2013 года перевелась в Национальный исторический музей в Минске. — Прим. «ВГ»). Мы думаем, что сможем продлить проект на 2–3 месяца, которые займет реорганизация. В крайнем случае в нашем музее достаточно сотрудников, чтобы включиться и реализовать проект.

По словам Светланы Рапецкой, после того как завершится передача музея Максима Богдановича, работу над проектом возобновят.

Если всё успеют сделать, то посетители музея Максима Богдановича смогут виртуально прогуляться по залам музеев Литвы и Латвии, узнать всё об экспонатах, не выезжая за границу (здесь установят инфокиоск), посетить обновленный отдел «Гродненщина литературная», где должны появиться новое музейное оборудование, LED-экран и отреставрированное пианино.

В тему

Семья Богдановичей жила в другом доме?

На пересечении улиц 1-го Мая, 10 и Богдановича, 1 сегодня расположен дом-музей белорусского поэта. Как считает гродненский историк Наталья Канюк, семья Максима Богдановича никогда не жила в этом доме. Это ошибочное мнение отдельных краеведов.

Работая в архивах с послевоенной периодикой, она обнаружила фотографии и текст Цыбулько-Цветницкого, на которых изображен деревянный домик, где, по мнению автора, и жили Богдановичи. Он был расположен на той же улице, но, вероятнее всего, под номером 7. К сожалению, при перестройке этой части квартала ветхое строение не сохранилось.

Однако это не единственная версия. По данным «Памятных книжек Гродненской губернии» за 1892–1894 годы, адрес семьи Адама Богдановича, помощника бухгалтера Гродненского отделения крестьянского поземельного банка (отца поэта) – Новый Свет, дом Марушевского. Путаница с адресом произошла из-за желания поскорее открыть музей известного поэта.

Читайте также:

Призрак Максима Богдановича вернулся в Гродно

Музей Богдановича в Гродно расширят за счет соседних квартир

Музей Богдановича станет интерактивным