Известный российский балетмейстер о гастролях в Гродно, тяжелых балеринах и белорусской колбасе

Известный российский балетмейстер Юрий Петухов собрал в Гродно солистов именитых театров: Большого, Мариинского, Михайловского. Артисты выступали на гродненской сцене 4 и 5 декабря в программе гала-концерта Петухова «Шедевры мировой классики». Изголодавшаяся по высокому искусству публика горячо встретила гостей: заполненный зал и море аплодисментов. Солистам тоже понравился наш город: молодые танцоры отметили, что в Гродно чисто и здесь вкусно кормят.

Известный российский балетмейстер Юрий Петухов собрал в Гродно солистов именитых театров: Большого, Мариинского, Михайловского. Артисты выступали на гродненской сцене 4 и 5 декабря в программе гала-концерта Петухова «Шедевры мировой классики». Изголодавшаяся по высокому искусству публика горячо встретила гостей: заполненный зал и море аплодисментов. Солистам тоже понравился наш город: молодые танцоры отметили, что в Гродно чисто и здесь вкусно кормят.

Мы встретились с Юрием Петуховым перед началом репетиции в гримерке. Балетмейстер у нас уже не первый раз. Он любит приезжать в город над Неманом, особенно его вдохновляет Коложа.

В первый день концерт прошел с аншлагом. Как думаете, почему так тепло принял зритель?

— Дело в том, что в этот раз я намеренно привез классику. Получился классический вечер в чистом виде. Выступает даже оперная певица Анна Половинкина из Москвы (чемпионка мира в категории камерного пения, обладатель первой премии и серии спецпризов международного конкурса исполнителей оперы «Янтарный соловей»). Все исполнители молодые, но уже лауреаты и заслуженные артисты. Этой молодостью концерт взял свое. Завтра они будут популярны, поэтому их нужно возить, чтобы чувствовали гастрольную жизнь. Когда артист часто и долго находится в театре, застывает в какой-то точке своего развития, а он должен путешествовать.

Солист балета может позволить себе обеспеченную жизнь?

— На гастролях в Америке у меня спросили: чем вы занимаетесь? Отвечаю: танцую. «Какой ваш бизнес?» — опять вопрос. «Я танцую». — «Нет, вы не поняли, что вы делаете?» — «Да, я танцую!» Мне говорят: «Да, я понимаю, что артист, но что вы делаете?» (Смеется.) Вот эта грань, о которой часто забывают на постсоветском пространстве, где все так и осталось в таком состоянии, когда артист — это профессия, какой он зарабатывает на хлеб. Потому что на Западе они еще и где-то работают. Если, конечно, например, это не Голливуд, где за роль платят 10 миллионов долларов. Могу сказать одно: кто много работает в российском пространстве, тому вполне достаточно, чтобы существовать и может быть один раз съездить на море. Но в то же время балет — искусство молодых, и если ты молод и хорош, сможешь выйти на неплохой уровень дохода.

В советское время русский балет, хоккей и космонавтику признавали лучшими в мире. Сохранила ли сейчас ведущие позиции российская балетная школа?

— Нам удалось сохранить классицизм советского периода, потому что в капиталистической Европе он не сохранился. Когда генсек умирал и три раза по телевизору показывали «Лебединое озеро» — это смешная история, с одной стороны, а с другой — это достаточно затратный спектакль: хорошие декорации, свет, звук, огромный кордебалет. Тогда как в модерновом спектакле два человека могут выйти в трико, включить запись — им больше ничего не надо. Но сейчас в России идет сокращение бюджета на обучающий процесс и мы можем потерять институт преподавателей, балетмейстеров. В Европе, например, нет института балетмейстеров.

В этом году был громкий скандал с художественным руководителем Большого театра Сергеем Филиным, которому коллега плеснул в лицо кислотой. Подозрения падали даже на Николая Цискаридзе. Случалось ли сталкиваться с жестокой конкуренцией в театральном закулисье?

— В моей личной практике никогда такого не было. Я всегда организовывал актеров таким образом, чтобы они понимали необходимость в своем деле, необходимость друг в друге, потому что без этого ничего нельзя сделать: один в поле не воин. В театре должна быть атмосфера единомышленников.

Некоторые идут к славе разными путями.

— Бог им судья. (Смеется.)

На сцене солисты балета, можно сказать, эталон красоты и грации. Интересно, чем питаются балетмейстеры?

— Вот мне супруга дала, пожалуйста. (Протягивает небольшой пакетик.) Это белый кофе с пыльцой канадского дерева. Я выпиваю и чувствую сытость и бодрость. Сейчас очень много разработок — их можно употреблять и не нужно есть кусками колбасу, сыр. И, к чести Беларуси, если я кушаю продукты, то только белорусского производства. (Улыбается.) У меня около дома находится магазин с вашими товарами. Мне нравится, что ощущается вкус нормального продукта. Это, между прочим, ценно.

Нужно ли балерине сохранять определенный вес тела? В 2003 году Анастасии Волочковой не продлили контракт из-за того, что ее не могли поднять партнеры. При этом, как она сказала тогда, весила 50 килограммов при росте 168 сантиметров?

— В современном спектакле необязательны осиная талия и вытянутые ноги, но если это классика, нужно быть в форме. Однако есть разные балерины. Бывает, с виду совсем худенькая, но из-за тяжелой кости ее никто поднять не может. Здесь вопрос внешнего вида. Когда балерины стоят в одну линию одинакового роста и полноты — это кордебалет Мариинского театра. Этим дорожит театр и вся Россия.

 

Читайте также:

Гродненский хореограф попал в ленту новостей BBC

Дачка і ўдава Чэслава Немэна ўпершыню прыехалі на радзіму вядомага спявака

Потомственная ведьма из Волковыска Елена Ясевич: «Черная — не значит плохая»