Какого цвета был Гродно 100 лет назад

Какого цвета наш город? До недавнего времени все единодушно называли его зеленым. Но царство флоры с течением времени уступало место архитектуре — самому близкому для человека искусству. Сегодня странными кажутся названия цветов «жандарм» или «веселая вдова». Оказывается, оттенки голубого и розового можно было часто увидеть в начале ХХ века.

К сожалению, мы не имеем возможности увидеть изображения города в XII–XV столетиях, чтобы судить о его колористике. Известно, что зеленый массив лиственных и хвойных лесов обступал немногочисленные постройки на берегах Немана и Городничанки. Красно-коричневыми пятнами выделялись на высоких плато Коложа, Фара Витовта и Старый замок, желтели кирпичом единичные постройки, серели под крышами из драниц деревянные домики.

Благодаря картине Иоганна Адельгаузера и сделанной с нее гравюре Цюндта (1567–1568 гг.), а затем гравюре Томаша Маковского (1600), мы видим Гродно периода XVI–XVII веков. Обе они разукрашены от руки. Маковский представил правобережье города с каскадом спускающихся к Неману домов столь плотной застройки, что удалось насчитать только 11 деревьев, растущих поодаль на склонах холмов. В тот период, как видно, доминировала архитектура.

Стены расписывали художники

Центральные улицы и площади Гродно в XVIII веке напоминали западноевропейские. Спокойный тон фахверковых домов с белыми плоскостями фасадов, раскрепованных геометрическим узором коричнево-черных балок, перемежался с заурядным серым цветом деревянных построек. Вплоть до XIX века дома снаружи не красили. В книге Ю. Гордеева «Магдебургский Гродно» нет ни одного имени ремесленника-маляра в XVI— XVIII веках, хотя внутренняя окраска помещений несомненно, делалась как в дворцовых покоях, так и в домах знати. Роспись стен и потолков была уделом художников.

Желтый кирпич и красная черепица

После образования в 1802 году Гродненской губернии наш город стал административным центром. Архитекторы начали придерживаться правил, установленных во всей Российской империи. Фасады домов по специальному указу губернатора окрашивали в исключительно светлые тона розового, голубого, серого, зеленого, белого и охрового цветов. Появились темно-бордовые и темно-зеленые крыши. Колорит города прекрасно передал Наполеон Орда в акварели 1867 года, где желтый кирпич и красная черепица крыш замков и домов, зеленая кровля и белые башни костелов гармонично сочетаются с зеленью пирамидальных тополей и широких крон плодовых деревьев.

Секреты маляров не разглашались

Качеству приготовляемых красок придавали особое значение. Мастера замешивали их непосредственно перед употреблением из лучшего сырья, потому краски не обесцвечивались, не темнели, не вспучивались от непогоды и не повреждались годами. В те времена прекрасно знали: глупый платит дважды.
Никуда не годная краска и небрежная работа приводят к необходимости частого обновления фасадов, а потому делали на совесть. Искусство составления колеров свято хранилось в тайне и передавалось от отца к сыну.

Пятьдесят ингредиентов и необычные цвета

В середине XIX века при ремонте зданий Гродненской мужской гимназии на улице Соборной (ныне Советская, 8) для внутренней и внешней отделки использовалось более пятидесяти компонентов. Самыми обыденными, доступными, дешевыми и… съедобными были молоко, мука, соль, сало, крахмал, спирт. В ход еще шли нашатырь, скипидар, камедь и квасцы. Для варки олифы применяли масла: льняное, деревянное, конопляное. Из непривычных для нас материалов употребляли зильберглит, медянку, бакан, броншвейг, шифервейс, крутик, лавру, малахит, прозелень, травянку, умбру, сурик, черлядь, голубец, шишгельб. Рыбий, столярный и шубий клей давали нужную прочность, а блеск придавали лаки: белый янтарный, капаловый и спиртовой. Не поскупились и на книжку сусального золота в листах, которая обошлась в 5 рублей (для сравнения: один воз глины в то время стоил 28, а воз песка — 29 копеек).

Угадай, какого цвета?

Сегодня забавляют и удивляют применявшиеся в начале XX века устаревшие названия более чем 170 красок и оттенков. Среди них встречаются необычные, такие как «Веселая вдова» — оттенок розового, «Гусиный помет» — желто-зеленый с коричневым отливом, «Дикий» — цвет небеленого холста, «Жандарм» — оттенок голубого, «Рвота императрицы» — оттенок коричневого, «Сюрприз дофина», или цвет детской неожиданности.
Время идет своим чередом, но и сегодня мы отдаем предпочтение спокойным и нежным тонам, преобладающим в окраске фасадов центральной части старого города.

Тем самым следуем сложившимся историческим канонам XIX века. А вот «палитра» зеленых насаждений часто менялась. Массовые посадки местных пород деревьев уступили место в 60-е годы весьма плодовитым американским кленам и вызывающим аллергию «женским» тополям. Загущенные бесплановые и хаотичные посадки берез 70-х годов можно и сегодня увидеть перед СШ №2 на улице 17 Сентября.

Начало XXI века ознаменовалось искоренением старых экземпляров, поврежденных временем, и заменой их молодыми. Началась акция по спасению каштанов и хвойных. Появились деревья с причудливо сформированными кронами и море цветов, а в Ботаническом саду городского парка им. Ж. Э. Жилибера возрожденном в 2011 году, прижилось десятки экзотических и редких растений.

 

Читайте также:

Машина времени: Как в жизни гродненцев появились телевизоры

Гродно после войны: как восстанавливали театры, кино, библиотеки и городской парк

Гродно после войны: в 1945-м в школу шли по призыву