Цирк «ДZIVA» в Гродно: перед номером «Колесо смерти» нервных просили выйти из зала

Цирк-шапито «ДZIVA» запомнился гродненцам яркими номерами и мирно пасущимися на газонах слонами. Журналистка «Вечёки» заглянула за кулисы, чтобы узнать, что стоит за внешней легкостью слаженных выступлений и опасных трюков.

Цирк-шапито «ДZIVA» собрался три месяца назад из артистов разных стран. Теперь странствуют по городам, выбирая спонтанно маршрут. Дольше, чем на две недели, не останавливаются. Представления проходят с аншлагами, а длинные очереди за билетами выстраиваются задолго до начала работы касс.

В цирке работают семейные династии

Все артисты знакомы между собой давно, вместе покоряли цирки мира. Традиционный европейский цирковой уклад — работать семьями. Братья Кристиан и Алекс Гертнер — циркачи в пятом поколении. Как и родители, дети работают со слонами. В первый раз Кристиан вышел на манеж в семь месяцев. Точнее, его вынес слон, обхватив хоботом. Теперь тот же трюк Кристиан проделывает с двухлетней дочкой Кристель. Его жена, Майли, вместе с родителями выступала на роликах. А после замужества обучила этому мастерству мужа.

Добролюбивые тяжеловесы

Слонихам из Индии, Лакшми и Тыч, уже по 45 лет, и они очень любят внимание публики. Для братьев они — как члены семьи. С двухлетнего возраста животных обучали родители. Номер, во время которого зрители вскакивали с мест, когда слон ложится на человека, придумал отец.

— В следующем году у нас появится еще один слон, тоже цирковой. Его хозяин — наш старый знакомый. Дрессировщик состарился, а дети отказались продолжать дело отца, — говорит Кристиан.

Приемные отцы

Вместе с шапито гастролировал Штэфан Плешояну, дрессировщик лошадей и верблюдов. Однажды во время представления он потерял сознание. Тогда и узнали, что у артиста тяжелая болезнь. Сейчас Штэфан в Австрии, но после каждого представления звонит в Беларусь коллегам, чтобы узнать, как себя ведут его любимцы. Шотландские далматины достались Сержу Бондарчуку. Он говорит, что животные очень вредные и не настолько интеллектуальны, как лошади. С ними постоянно надо репетировать, а время на это не всегда есть.

— Этих далматинов купили в Праге у разорившегося цирка, случайно, — рассказывает Серж. — Приехали покупать лошадей, а во дворе на морозе стояли пони, их некуда было девать. Страшные, лохматые, обросшие как медведи. У животных начались обморожения. Брали, но не знали, что с ними будем делать, из жалости. 

Идущие на смерть

Номер, заставляющий замирать сердца зрителей, — «Колесо смерти». Братья Гертнер с ловкостью без страховки прыгают через скакалку, завязывают глаза, танцуют зажигательные танцы, не переставая идти в быстром темпе и раскручивать конструкцию. Артисты говорят, что не чувствуют страха, потому что репетируют уже много лет.

А вот коллеги признались, что волнуются за смельчаков. Несколько представлений в день — — это большая нагрузка.

— Во время номера главное — не физическая сила, а внутренняя концентрация и хорошее состояние сердца, потому что у нас сильные кардионагрузки. Еще очень важно, чтобы между нами был визуальный контакт, чтобы все делать слаженно, — говорит Алекс.

Приедут снова

На новогодние праздники шапито собирается в Россию, к братьям Запашным. Затем вернутся в Беларусь с новой программой.

— Отработав сезон, стало понятно, в каком направлении работать и как это должно выглядеть. Поставим балет, чтобы артисты могли немного передохнуть. На зиму подготовим маршрут, по большим городам: Гродно, Брест, Минск, Могилев, — говорит Серж Бондарчук.