Когда Гродно был зеленым. В апреле 1946-го на улицах города посадили 15 тысяч деревьев

Как боролись с нашествием бродячих животных, с какой скоростью разрешалось ездить автомобилистам, сколько стоило переправиться на другой берег Немана, где посадили больше всего деревьев и кустарников, почему Городничанка вдруг стала «вонючкой» — обо всем этом расскажет новое путешествие в послевоенный Гродно.

Посадка деревьев на улице Советской. Фото из коллекции А. Семенчука

Гродно. Мелочи жизни

Этот цикл публикаций – итог многолетнего кропотливого труда гродненского историка и краеведа Виктора Саяпина по сбору материалов и документов, отражающих жизнь гродненцев в первые послевоенные годы. Восстанавливался город, оживали промышленность, культура, наука, спорт. Каково приходилось простому человеку, как и где он трудился, учился, проводил свободное время, во что одевался, в какие магазины ходил и что в них покупал?

 После войны необходимо было что-то делать с бродячими собаками, которых немало развелось на улицах и площадях. Решили обязать горожан, имеющих собак всех пород, до 10 октября 1944 года зарегистрировать их в коммунальном отделе горисполкома, получить регистрационные справки и номера для питомцев. Уклонившихся от этого штрафовали на сумму до 100 рублей или отправляли на принудительные работы на срок до двух месяцев.

Лошадей в центр не пускали

Чтобы сохранить тротуары, заборы, деревья и кустарники, с 15 сентября 1944 года запретили машинам ездить по городу со скоростью свыше 25 км/ч. Кроме этого, гужевому транспорту преградили въезд на центральные улицы — Ожешко и Советскую, площади Ленина, Советскую. Ограничили движение тракторов и грузовиков в центре города.
«Табу» на проезд машин, мотоциклов, лошадей и велосипедов касалось тротуаров, парков и садов. Нарушителей штрафовали на сумму до 100 рублей или привлекали к принудительным работам на срок до двух недель.

В октябре 1945 года запретили выпас скота в скверах, парках и на площадях. Нельзя было, чтобы скот бродил по улицам и рынкам. Жильцам не разрешалось колоть дрова на лестницах, чердаках и в жилых помещениях, портить перила, подоконники, наличники и ставни. Скорость движения автомобилей ограничили до 15 км/ч.

Переправлялись на баржах и лодках

При отступлении фашисты взорвали оба моста, и две части города оказались отрезаны друг от друга. Для нормального сообщения навели паромную переправу. Паром-баржа курсировал от пристани в районе пивзавода до лесозавода №7 на левом берегу Немана. Со временем пришлось добавить еще одну баржу вместимостью до 70 человек и две лодки. Переправа была платной. За провоз груза от 100 до 1000 килограммов брали 10 рублей. Военнослужащих и учащихся перевозили бесплатно. Начальнику пристани разрешено было продавать билеты по коллективным заявкам предприятий, учреждений и организаций со скидкой 50%.

На Советской площади засыпали окопы…

В течение 1946 года засыпали все окопы в городском парке, на Советской площади, в сквере на улице Будённого, оградили кладбище в городском парке.

В начале 1948-го управлением главного архитектора города был подготовлен план благоустройства, который предусматривал разбивку городского сада и сквера на улице К. Маркса, подготовку эскизов пьедесталов и установку скульптур Ленина и Сталина, строительство в городском парке памятника погибшим воинам, закладку центрального городского парка «Победа».

В качестве материала для мощения улиц и тротуаров предлагали использовать битум, который находился на фортах Гродненской крепости.

…а на улицах посадили 15 тысяч деревьев

В трудные послевоенные годы, когда поднимали из разрухи город, не забыли об озеленении улиц. В апреле 1946 года высадили 15 тысяч деревьев. Больше всего их появилось на улицах Левонабережной и Правонабережной: по 700 и 600 соответственно. На Замковой горе и в районе лестницы — 200, а на улице Ожешко — 100. Кстати, на последней высадили еще и около 15 тысяч декоративных кустарников.

Прошло чуть больше 65-ти лет, и сегодня улица Советская пустая. Несколько деревьев осталось на Кирова, Урицкого, Будённого, Ленина и Ожешко. На Правонабережной стволы пересчитаешь по пальцам, а оба замковых холма совершенно «лысые».

Как Городничанка стала «вонючкой»

В послевоенные годы речка Городничанка в буквальном смысле превратилась в сточную канаву, так как в нее сбрасывались нечистоты с окружающих предприятий, учреждений и домов. Не зря в народе ее на долгие годы окрестили «вонючкой». И вот 1 июня 1951 года приступают к решительным мерам, чтобы исправить ситуацию.

Руководителям отделения Брест-Литовской железной дороги и командирам воинских частей 5266 и 31 792 предписывалось построить канализационную линию. Директор электростанции обязан был присоединить к городской канализации здания, расположенные на территории электростанции, запретив сброс нечистот в Городничанку.

Речушку так засорили, что в ней поднялся уровень воды и были затоплены подвальные помещения северного района города. К расчистке Городничанки привлекли общественность, коллективы предприятий, расположенных в этом районе.

Несмотря на это, проблему стоков не решили ни тогда, ни в последующие десятилетия. Лишь после того, как была построена канализационная сеть и прекратились промышленные стоки с заводов автоагрегатов (находился на углу улиц 17 Сентября и Тимирязева) и «Торгмаш», речка постепенно стала самоочищаться, в ней появились водоросли и мелкая рыбешка. Но ее второе название из народной памяти пока не исчезло.

 

Читайте также:

Гродно после войны: Первыми в 44-м заработали рынки и кинотеатры

Благоустройство на улице Пушкина: в некоторых дворах деревьев почти не осталось